Radio Protector
октябрь 2017.
2974

В каких философских работах, на ваш взгляд, наиболее полно отражён феномен смерти?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
24
4 ответа
Поделиться

Мне кажется наиболее полно это сделать невозможно, но мне в этом вопросе ближе всего подход Эмиля Мишеля Сиорана (или Чорана) 'считавшего, что в философии есть только одна заслуживающая внимания проблема - это проблема смерти - и что рассуждать о чем-то другом - значит терять время, обнаруживая свое невероятное легкомыслие'. Общественность даже признавала смерть "неким делом всей его жизни", как бы это ни звучало. А сам он говорил, что испытывал странные чувства при мысли о том, что являлся таким "экспертом" в свои 22 года. Приведу отрывки его мыслей и изречений на этот счёт :

"Желание умереть было для меня единственным, ради него я отказался от всего, включая даже саму смерть"

«Когда я был молодым, я думал о смерти не переставая. Это было какое-то наваждение: я думал о ней даже за едой. Буквально вся моя жизнь протекала под знаком смерти. Со временем эта мысль ослабла, но так и не покинула меня. Она перестала быть мыслью, но осталась моим наваждением. Именно из-за этой мысли о смерти, с одной стороны освобождавшей меня, а с другой – парализовавшей, я не стал приобретать никакой профессии. Когда все время думаешь о смерти, нельзя иметь профессию. Поэтому-то я и стал жить так, как жил, – на обочине, подобно паразиту». 

"Мысль о смерти помогает во всех делах, кроме умирания"

"Если бы у смерти были только негативные стороны, возможность умереть была бы исключена"

"Не нужно желать смерти - в любом будет уже слишком поздно"

"Любой, кто не умер в молодости, рано или поздно будет в этом раскаиваться"

"Прошелся по кладбищу Монпарнас. Все — молодые и старые — строили планы на будущее. Больше не строят." 

"У меня нет ни ненависти к жизни, ни желания смерти — все, чего я хотел бы, это не рождаться на свет.

И жизни, и смерти я предпочитаю нерожденность. Страсть к нерожденности. Чем дольше живу, тем сильней во мне эта страсть."

"Я живу только потому, что в моей власти умереть, когда мне вздумается; без идеи самоубийства я бы уже давно свел счеты с жизнью."

"Жизнь вызывает больше ужаса, нежели смерть - это именно она та великая неизвестность"

"Я желаю умереть, но сожалею об этом желании"

"Чудесно то, что каждый день приносит нам новый повод умереть."

"Худо-бедно человек приспосабливается к любому фиаско, кроме смерти — подлинного фиаско."

"Смерть значит бесчестие - вдруг уподобится бездушному предмету"

"Я бы хотел быть свободным, безоговорочно свободным. Свободным подобно мертворожденному"

"В разговорах о смерти мы спасаем частицу себя"

"Проблема смерти как таковая должна мне казаться ничтожной"

"Когда отрекаешься от всего, умираешь из-за главного"

"Откуда посреди жизнелюбия, бьющего иной раз через через край, возникает боязнь смерти, обозначенная ею проблема"

"Желают умереть лишь только оптимисты, бывшие оптимисты, которые ими более не являются. Остальные же, не видевшие смысла и в жизни, не будут его искать в смерти"

"Сожаление выражается в глубоком эмоциональном феномене: погружаясь в жизнь, мы идём к смерти. Я сожалею о той своей части, что уже мертва. Это сожаление открывает демоническое значение времени, которое, при помощи тех превращений, что проводит с нами, заставляет приближаться наше полное уничтожение"

"Понять что есть смерть можно лишь представив себе внезапно лицо того, кто был тебе никем."

Феномен смерти - один из вечных вопросов философии, впервые был поставлен Сократом во время выступления на судебном процессе в Афинах, на котором ему были предъявлены обвинения в богохульстве и развращении молодого поколения. Подробнее

Начать можно с философии Эпикура, взгляды которого противопоставлены Сократу, уверенному в бессмертии души.  Подробнее о взглядах Сократа в диалоге Платона "Федон"

Эпикур утверждал, что:
1)Душа смертна и умирает вместе с физическим телом.
2)Душа исчезает вместе с телом, следовательно, смерть - ничто

«Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»

Подробнее в его письме к Менекею

3)Бытие после нашей смерти переходит в то же состояние, в котором находилось до нашего рождения

Далее следуют труды Артура Шопенгауэра, практически каждое его произведение буквально пропитано пессимизмом и духом смерти, примером может послужить книга под названием "Мир как воля и представление", в которой автор излагает теорию палиогенезии, наиболее точно отраженную в главе №41 "Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа в себе"

«Бесконечное время протекло, прежде чем я родился, — чем же был я всё это время?» Метафизический ответ на это, пожалуй, был бы такой: «я всегда был я: именно, все те, кто в течение этого времени называл себя я, это были я».

Можете ознакомиться с романом философа-экзистенциалиста Альбера Камю под названием "Счастливая смерть", в книге автор размышляет как о смерти, так и о ценности жизни, особо внимательные читатели смогут найти там диалог автора с Фридрихом Ницше, также немаловажной фигурой философии смерти.

Миф о Сизифе - эссе, определенно достойное внимания, в нем автор пытается ответить на единственно важный по его мнению вопрос, задаваемый человеком самому себе: "Стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?"

Неизбежно только одно — смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует — очень сильно и долго.


У Ницше можно взять "Так говорил Заратустра", одно из самых известных его произведений, наполненное самыми разными притчами, среди которых можно найти одну под названием "О смерти" (читать)

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

Препятствование самоубийству. Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть; это есть только жестокость

Пока что все

Timur Islamovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Действительно, здесь подойдут работы в основном экзистенциалистов Альбера Камю, Жан-Поль Сартра, а если копнуть немного поглубже, то могут сойти работы и Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра.

Показать ещё 1 ответ
Ответить