Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Является ли Дональд Трамп популистом, и за счёт чего он побеждает на республиканских праймериз?

ПолитологияПолитика+2
максим р.
  · 3,0 K
TheQuestion 2015: просторно и интересно TheQuestion 2017: людно и скучно TheQuestion...  · 21 мар 2016

Приведу (с небольшими изменениями) свой ответ на другой, но сходный вопрос: Что нового узнали аналитики о том, как моделировать поведение избирателей, наблюдая за президентской кампанией в США в 2016-ом году?

Представьте себе бедного белого американца из глубинки, человека без высшего образования, чей дом на колёсах стоит в унылом пейзаже из сериала "Настоящий детектив" или из фильма "Зимняя кость". Он десятилетиями голосует за людей одной с ним религиозной веры, обещающих, что жить станет лучше, но обещания эти никак не реализуются - зарплаты с учётом инфляции продолжают идти вниз. Производства закрываются и отправляются в Китай, а мексиканские нелегалы делают те работы, которые остались, за бесценок. Городок приходит в упадок, молодёжь уезжает и - слыханное ли дело?! - его белый сосед умирает от передоза то ли метамфетамина, то ли героина. Раньше он думал, что так бывает только с чёрными... При Никсоне такого не было. Новая Америка, где есть место бракам геев и мусульманкам в платках, но не ему, вызывает у него только гнев и непонимание.

Трамп - первый политик, который обратился к таким людям напрямую на их языке. Он не следует правилам поведения, привычным для Республиканской партии. Он игнорирует предписания партийных лидеров. Он плевать хотел на политкорректность, конструктив и здравый смысл. Трамп - великий артист в роли правдоруба, спасителя и ангела возмездия. Он - популист и автократ.

Для того, чтобы объяснить, за счёт чего Трамп побеждает на праймериз, стоит сделать отступление.

Мы привыкли думать о политических партиях как о цельных организмах. Для большинства русскоязычных наблюдателей политической жизни США существуют "республиканцы" и "демократы", и они, как всем известно, всегда отличались друг от друга тем-то и тем-то. Это упрощённый взгляд на мир, но он может долгое время служить пользователю верой и правдой. При этом стоит помнить, что иногда мир довольно быстро меняется, и то, что вчера казалось твёрдым и нерушимым, оказывается хрупким или жидким. В данном случае из твёрдого состояния в жидкое перешла республиканская партия.

Все знают, что в Америке двухпартийная система. Время от времени на горизонте появляются богатые люди типа Росса Перо или Майка Блумберга, которых, при хорошо проведённой кампании, могло бы поддержать больше избирателей, чем любую из двух основных партий. Но в гонке с тремя участниками они никогда не смогут получить больше 50% коллегии выборщиков, а это означает, что воля избирателей будет проигнорирована, и президента по Конституции США (статья вторая, пункт 3) выберет Палата представителей. Поскольку в Палате представителей заседают республиканцы и демократы, есть все основания полагать, что они проголосуют за своих. (Именно из-за этого, кстати, Блумберг и отказался от мысли баллотироваться в презденты в этом году.)

Казалось бы, большие партии хорошо устроились. Но одним из последствий такой системы становится необходимость строить невидимые и неявные коалиции. В системе с тремя или четырьмя партиями, если никто не получил больше 50%, то каждая из партий может после выборов выторговать себе какую-то конкретную роль в исполнительной власти в обмен на поддержку правительства в целом. В США такого не происходит - президент назначает кабинет с минимальным вмешательством Сената. Все "договорённости" должны быть достигуты внутри партии до того, как она идёт на выборы.

Республиканская партия является квази-коалицией. (То же можно сказать и про демократов, но не о них сейчас речь.) В своей нынешней форме эта "коалиция" существует давно - по крайней мере со времён Рейгана, а может и с конца 1960-х, когда демократы заставили Юг покончить с сегрегацией, после чего белые южане впервые за 100 лет оказались готовы голосовать за "партию Линкольна", т.е. за республиканцев.

Со времён холодной войны республиканские избиратели слышат от своих лидеров и кандидатов примерно одно и то же: "Демократы - за всесильное правительство, как в СССР. Они разрушают устои нашего образа жизни: религию, которая спасает наших детей от коммунистического безбожия, и право на ношение оружия, которое спасает нас от тирании государства. Они хотят забрать деньги у подлинных благодетелей нашего народа - бизнесменов - и отдать их тем ленивым людям, которых мы раньше могли называть словом на букву Н, а теперь не можем."

В коалиции, формируемой до выборов, есть риск - нельзя точно предсказать, как на самом деле будут голосовать её члены. Сюрпризы бывают редко, но иногда они очень неприятные. Иногда "коалиция" разваливается в самый неподходящий момент - прямо перед выборами. Именно это происходит на наших глазах с республиканцами.

В республиканскую "коалицию" входило много разных групп белых людей, некоторые из которых пересекались. Но если писать крупными мазками, то её сердцем в последние годы были:

  1. "(Белая) деловая Америка" - люди, считающие, что США держится на силе американского бизнеса, и что правительство бизнесам больше мешает, чем помогает. Республиканская партия привлекала их своим экономическим консерватизмом - борьбой с высокими налогами и бюрократией.

  2. (Белые) евангелические христиане (примерно четверть избирателей), которых республиканская партия привлекает своим социальным консерватизмом - борьбой с абортами и с правом геев на брак.

  3. (Белые) небогатые люди традиционных взглядов, как правило живущие в мелких городках и деревнях. Им за 40, они держат в доме огнестрельное оружие и считают нелегальную иммиграцию серьёзной проблемой. Им тоже нравится социальный консерватизм, но важнее всего то, что они терпеть не могут демократов за их поддержку прав меньшинств. Обама для них - красная тряпка для быка. Многие из них не очень стараются скрывать свой расизм. Политкорректность - не для них.

Но США меняется - демографически становится с каждым годом всё менее белой страной и с каждым же годом всё более расслаивается экономически, и республиканцам этих категорий скоро будет недостаточно. После очередного поражения на выборах в 2012 году пошли разговоры о том, что пора бы всерьёз заняться привлечением в партию небелых людей - например, иммигрантов и потомков иммигрантов из Латинской Америки и Азии.

И, может статься, что эти красивые планы воплотились бы в жизнь (два потомка кубинских беженцев - Круз и Рубио – приняли участие в гонке; Круз из неё ещё не выбыл), и коалиция росла бы, если бы не появился Трамп. Ходят слухи, что Трамп примерял на себя обе партии, и республиканцы приглянулись ему именно своей слабостью - их партию можно было легко расщепить. Сравнительных слабостей у республиканцев оказалось по крайней мере три:

  1. Отсутствие у партии общепризнанного лидера с тех пор, как президент Буш мл. растерял популярность в середине своего второго срока (2006-07). Ни МакКейн, ни Ромни, ни Пэйлин не были лидерами для большинства республиканцев. Первые двое были компромиссными фигурами, призванными сохранить коалицию, а последняя была горячо любима республиканцами из категории 3 и вызывала только раздражение у категории 1. (Сравните с демократами, у которых есть Обама и две штуки Клинтонов, имеющие широкую популярность в партии.)

  2. В номинации кандидата от республиканцев участвуют только "простые люди". Все делегаты съезда выбираются от штатов с мандатом голосовать на съезде за конкретного кандидата. (Сравните с демократами, у которых есть т. н. "суперделегаты" - эдакий ЦК партии, 15% участников съезда. Эти старые партийцы голосуют, как хотят или как договорятся, значительно улучшая шансы истеблишмента.)

  3. Самое главное: в коалиции есть слабое место - те самые белые люди третьего типа, которые хотят вернуться в прошлое. Со времён кризиса 2008 года они выражали своё недовольство тем, что правительство тратит деньги на спасение банков, а не на спасение простых ипотечников. Но ни протесты, ни даже "Движение чаепития", которое они поддержали, никак не изменили их жизнь к лучшему. Этим людям опротивел политический процесс. Они не верят истеблишменту, но ненависть к Обаме, которую истеблишмент в них подогревал - ненависть, у которой есть явный расовый оттенок - никуда не делась и ищет выхода.

И тут к этим людям выходит Дональд Трамп, фантастически успешный (по их представлениям) человек, на которого они столько лет смотрели в телевизоре, говорит на их языке, не стесняется в выражениях и называет вещи своими именами (как им кажется). Он обещает им решить все проблемы. Он построит двадцатиметровую стену вдоль границы с Мексикой и заставит Мексику оплатить её строительство. Он перепишет все договоры с Китаем и Японией. Он запретит мусульман, отменит Первую поправку и отдаст приказ убивать семьи террористов.

За несколько месяцев Трамп сумел оскорбить в твиттере и в своих выступлениях сотни людей, и это только увеличило его популярность. Он врёт, как дышит, но это его поклонников это не смущает. Он - воплощение их гнева и отвращения к системе, к новому непонятному миру, к чёрным, к коричневым и жёлтым. Он - мираж сильной руки, о которой они, как выяснилось, давно мечтали. Их ресентимент не так уж сильно отличается от ресентимента русского рабочего, которому месяцами задерживают зарплату и чей моногород пришёл за последние 25 лет в запустение.

Под слоем "традиционных ценностей" Трамп обнаружил месторождение американского национализма с вкраплениями авторитаризма и фашизма. Его гений в том, что он не только нашёл его, но и поставил его одному себе на службу.

Республиканский истеблишмент уже несколько месяцев в ужасе, но настоящих лидеров и авторитетов нет, и истеблишмент ничего не может или не хочет делать. Если Трамп будет номинирован, значительное меньшинство (скажем, 20%) республиканцев - люди с умеренными взглядами из "Деловой Америки" - покинет партию. Если Трамп не будет номинирован, то может уйти он со своими сторонниками (35% партии).

Никто не знает, чем всё это закончится. Я предполагаю, что Республиканскую партию ждёт раскол и поражение на выборах в этом году. Трамп сможет остаться в партии со своими обездоленными белыми на правах лидера или уйти, создав Партию Трампа, где он ещё какое-то время сможет пудрить им мозги, если он сам того захочет. А может быть через месяц президентская гонка наскучит ему, и он бросит своих поклонников, как невесту у алтаря.

Спасибо, очень интересно. Со стороны бывает весьма сложно разобраться в перипетиях американской избирательной системы.

Политолог, международник  · 19 мар 2016
В случае с Дональдом Трампом, мы скорее имеем дело с картинкой, нежели чем, с реальным положением дел. Трамп в своей риторике активно использует откровенно националистические мотивы, которые сразу подхватываются СМИ, как необычная вещь в политкорректной Америке. Его резкие правые высказывания сразу же становятся медийным поводом.Однако предвыборная риторика, как... Читать далее