Джексон Поллок

Как объяснить бабушке, что "мазня на холсте" - это абстрактный экспрессионизм?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Сложно объяснить. Зачастую это сложно объяснить даже и не бабушке. Но причины в том, что за последние пару веков изобразительный язык значительно усложнился, так как искусство развивается и прошло значительный путь в своем развитии. Сегодня, для того, чтобы "понимать искусство" нужно обладать достаточным багажом знаний, также как для того, чтобы понимать какую-нибудь новую статью в научном журнале нужно обладать определенными познаниями в современной математике и квантовой физике. Никто не считает, что статья о каких-то сложных аспектах математики - "белиберда" только оттого, что там "ничего не понятно". Вам не понятно оттого, что понимание требует подготовки и специальных знаний. Точно также все обстоит сегодня и с искусством.

Так что условной "бабушке" совсем не обязательно объяснять. У нее остается ее Репин и Саврасов (без дураков, великие художники), но искусство идет вперед, также как и наука. Нужно просто свыкнуться с мыслью, что в искусстве, как и в науке, не все может быть понятно сегодня без специальной подготовки.


4
Прокомментировать

Возможно, бабушку не стоит сразу пугать словами «абстрактный» и «экспрессионизм», но вот объяснить, почему картины Джексона Поллока (чья работа выбрана фоном для Вашего вопроса) – это искусство, разумеется, можно.

К началу «непонятного» XX века история искусств имела за своими плечами богатейший опыт: уже прошла эпоха известных старых мастеров и академической классики (Классицизм, Возрождение, барокко, пестрое рококо, импрессионизм и реализм). Одним словом, художники до XX века научились превосходно изображать окружающую действительность во всех её подробностях. Кроме того, к началу прошлого века уже и фотография преуспела в своём развитии, впервые появившись в 1822 году. Таким образом, к 1900-м годам стало ясно, что традиционные формы изображения, когда на полотне художник передает реальность, исчерпали себя. Достовернее фотографии уже сложновато передать мир вокруг :)

Помимо отражения действительности часто говорят о желании самовыражения художника. Но представить свои внутренние стремления в полной мере на практике, то есть перевести их в предметное осмысленное состояние, невозможно традиционными художественными средствами (это ещё в 1920 – х годах Малевич заключил).

Итак, если художественное искусство до того изображало наш мир, то чем ему заниматься теперь, когда есть фотография? Искусство же не заканчивается с наступлением 1900 года. Художники XX века начинают задавать закономерные вопросы в такой ситуации: а что есть искусство? Что мы так называем? А в чём оно может выражаться? И тут выясняется, что стоит сменить угол зрения, перестать «делать искусство» и задуматься о его устройстве, как тут же открывается безграничное поле возможностей при поиске ответов на все эти вопросы. Оказалось, что определенный сюжет, как это раньше было на картинах, это лишь один из поводов для художественного высказывания.

Джексон Поллок говорил, что «у каждой картины есть своя жизнь», а он «просто помогает ей выйти наружу».

Когда мы смотрим на картины классиков предшествующих веков, мы, конечно, можем заметить и направление кисти, и использованные краски, но в целом всё наше внимание отдано сюжету или какой-либо детали. А у Поллока, начиная с 1950 – х годов, внимание приковано только к его краскам и жестам. Более того, рассматривая его холсты, становится понятно, что это не результат медленной работы маленькой кистью с десятком предварительно подготовленных черновиков. Поллок часто стелил свои полотна на пол. Так он, по его словам, мог обходить картину со всех сторон, работать над ней с любого участка и, вообще, быть ближе к ней, быть в ней. У картин Поллока нет ни низа, ни верха, ни правой, ни левой стороны. Он разбрызгивал краску прямо из банок быстрыми движениями руки. Не трудно представить, какие именно физические действия совершал художник. Это живопись действия. «Я хочу выразить мои чувства, а не проиллюстрировать их», - говорит в 1950 – м году Поллок.

Помните с чего мы начали? Сейчас, я надеюсь, Ваша бабушка всё поймёт. Живопись Поллока абстрактная, потому что не имеет связи с реальным предметным миром, она нефигуративная. А экспрессивная или выразительная (в переводе с иностранного языка) она потому, что мы видим именно художественное выражение, а не иллюстрацию, как говорит Поллок. Здесь физическое присутствие автора и его энергия выходят на первый план.

Так что объяснить абстрактный экспрессионизм бабушке, как мне кажется, можно, а вот понравятся ей работы в этом стиле или нет – это уже совсем другая история.

Если Вы владеете английским языком, на YouTube канале MoMa, музея современного искусства в Нью – Йорке, есть небольшие интересные видео, где сотрудники музея повторяют метод Поллока и Ротко и рассказывают об их техниках: https://youtu.be/EncR_T0faKM и https://youtu.be/vSiu8qzHV6c.

1
Прокомментировать
Ответить