Глеб Яренко
март 2016.
3149

Как и где зародилась скейтерская культура? Как развивается скейтерская мода? И почему она уверенно просачивается в круги "не скейтеров"?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

На самом деле на этот вопрос можно написать множество статей. Постараюсь кратко (спойлер -- не получилось)и информативно. Принято считать, что корни современного скейтбординга уходят в Калифорнию 50-х годов, когда серферы, скучающие во время штиля, придумали прикрепить к обычной доске колеса и серфить на ней по дорогам. К середине 60-х скейтбординг получил достаточную популярность, но вскоре она пошла на спад, так как число трюков было очень ограничено. Вторая волна популярности скейтбординга относится к середине 70-х годов. Именно тогда в разгар нефтяного кризиса многие дома в Калифорнии либо пустовали, либо пустовали их бассейны. Подростки начали пробовать кататься в этих самых бассейнах, зародив абсолютно новый стиль катания (подробнее об этом можно посмотреть в фильме Короли Догтауна). 

Скейтбординг тогда начал приобретать дикую популярность, проводились различные соревнования, а изменения в форме доски позволили разнообразить число исполняемых трюков в разы. Естественно, различные бренды начали обращать на это внимание и стали спонсировать катающихся ребят. Жизнь простых парней была похожа на жизнь рок-звезд. По словам Дюана Петерса (Duane Peters) в 16 лет он мог сниматься в рекламе, а через пару мгновений понять, что уже нюхает кокаин на Голливудских Холмах. Но в первую очередь скейтерами заинтересовались производители обуви, так как для скейтбординга нужна именно специализированная. Одними из пионеров в этой области стали Vans, удачно совмещавшие бунтарский дух скейтбординга с панк-рок музыкой.

Но к концу 80-х катание в радиусах начало угасать. Казалось, что все возможное в них уже сделано. Но в это время появились первые пионеры нового стиля катания -- стрита, а точнее, катанию на улицах. Одним из них был Натас Каупас (Natas Kaupas), считающийся первым покорителем уличной перилы, а точнее первым, кто проскользил на ней. Именно ему, тогда еще французский, бренд Etnies предоставил возможность создать свою именную модель обуви, впервые в истории скейтбординга. Уже потом это стало неотъемлемой частью мира скейтбординга, но тогда это было чем-то абсолютно новым.

К началу 90-х верт почти угас, а вот стрит-скейтеры только начали познавать весь потенциал нового стиля катания. Появляется множество брендов и магазинов, которые в будущем станут известными и за рамками мира скейтбординга. Это Supreme, DC, Element и другие. Скейтбординг стал доступнее, так как теперь не были нужны специализированные парки. Внешне же скейтеры выглядили по-разному. От мешковатых футболок и джинс (в то время хип-хоп был дико популярен), до классических "узкачей".

С каждым годом росло число ступеней, через которые прыгали, увеличивались размеры перил. Начал набирать популярность так называемый хаммер-стайл, первопроходцем которого стал Джим Греко (Jim Greco). А с большими и длинными прыжками ассоциируется динамичная музыка, поэтому в скейтбординге (в начале 00-х) опять стало популярно одеваться как рокеры. Но и росла и техника трюков, скольжений по граням, так что не реже можно было встретить скейтера в ботинках похожими на утюги (легендарная модель Osiris D3, тогда обувь подобного плана была очень популярна в скейтбординге) и в прямоугольной кепке. Ближе к 2010-м началась тенденция, когда форма скейтерской обуви стала переходить к более классическому силуэту. Сравните то, что было раньше, и, например, модель Dylan от HUF (именная модель Дилана Ридера [Dylan Rieder]) или Nike SB Stefan Janoski (Сам Стефан из-за успеха его кед стал одним из самых богатых скейтеров в мире).

Но не все могут прыгать через 20 ступеней и перебарывать страх перед очередным заходом на перилу. С конца нулевых в стрите начало набирать ненапрягающие катание с легкими на первый взгляд, но эффективными трюками (no-comply, wallride, простые скольжения по граням), исполняемыми на скорости в самых разных местах города. Этот стиль стал дико популярен, так как кататься в нем могут даже те, кому уже за тридцать, да и не надо быть "про" мирового уровня. Одними из популяризаторов этого движения стали Supreme, Palace Skateboards и многие другие. 

Что касательно того, как скейтерская мода просачивается в круги "не скейтеров", то тут несколько вариантов. Первый -- еще в 90-е скейтбординг стал доступнее, катались многие, если ты делал крутые трюки, то в кругах молодежи многие хотели общаться с тобой, ты становился объектом для подражания. Второй -- скейтерская одежда зачастую была дешевой, чтобы не жалко было порвать при исполнении трюка, так что ее доступность тоже сыграла свою роль (но это утверждение действительно не всегда). Третий -- уникальный дизайн. Такие бренды как вышеназванные Supreme и Palace придумали свой собственный подход к созданию вещей и не только (Palace снимают видео только на VHS-камеры). Люди хотят быть уникальными и стремятся заполучить вещи этих брендов, но это нелегко. Свежий пример -- последний "дроп" от Supreme на их сайте раскупили через секунду после начала продаж. Люди занимают очереди за пару дней до начала продаж свежих вещей, а потом перепродают их в разы дороже по интернету. Четвертый -- многие скейтеры со временем становятся моделями. Дилан Ридер (Dylan Rieder) и Бен Нордберг (Ben Nordberg) сотрудничают с DKNY, Гоша Рубчинский на своих показах очень часто использует скейтеров, в том числе и из России. Пятый -- многие звезды западного шоу-бизнеса одеваются по совету личных стилистов, которые отлично понимают какие тенеденции актуальны сейчас, а какие будут, и зачастую надевают одежду скейт-брендов, а потом на них смотрят их фанаты и хотят подражать им.

Интересный аспект -- то, как сами скейтеры относятся к тому, что их стиль используются теми, кто не катается, к тому, что скейтерские бренды покупаются теми, кто ни разу не стоял на доске. Лично я уже катаюсь восемь лет и наблюдал разные точки зрения, как от моих коллег по увлечению, так и со стороны брендов. Зачастую, большинству без разницы, если речь идет о брендах одежды, обуви или досок, главное, чтобы никто не говорил ничего плохого в адрес самого скейтбординга. Некоторые бренды, вроде Fallen поставляли свою обувь только в те магазины, которые продают еще и доски, некоторые относятся очень лояльно. 

Правда, должен сказать, что меня, как и многих других немного напрягла тенденция последних пару лет. А именно то, что много людей, несвязанных со скейтбордингом начали носить худи с логотипом самого известного журнала о скейтбординге -- Thrasher. Нам кажется это нелепым и странным, это как надевать футболку с логотипом журнала об охоте, если сам не охотишься.

34

Аха сейчас прочитала своему парню последний абзац про Thrasher, человек прямо заорал, выражая одобрение, что как его это тоже бесит.

Кажется невероятным, что скейтерская одежда когда-то могла стоить дешево, если сейчас даже от распродажных цен глаза на лоб лезут.

0
Ответить

Вот прям в точку, как же бесят глупые суки, которые, портят общее впечатление о уличных видах спорта. 

У людей появляется ассоциация модников, которые только и бухают по спотам, с теми людьми, что тратят свое время и здоровье для родной индустрии. От туда и появляется стереотип стереотип том, что скейтеры и бмх ребята - глупые подростки, бунтари.

Катался как-то по набережной и вдруг накипело, решил спросить людей, что носят фирмы названные оратором выше, знаю ли они что носят? Так вот - нет, не знают. 5 из 8 девочки, которые просто увидели это на модных пабликах в ВК, для людей не способных подобрать себе лук самостоятельно, и там же и купили свои вещи. 

Только один парень знал, и то, потому что его брат катает. А два других обычные "сэд бои"...

Итог, популяризация узконаправленных вещей - вредит как специализации этих вещей так и качеству. Ну скажите, райдеры, что венсы не стали быстро разваливатся?

Но с другой стороны, если бы этой самой популяризации не произошло, то вполне возможно, что брэнды, что так дороги нам, пошли бы по по пути BlackBerry и просто боролись за выживание.

+1
Ответить

Большое спасибо за ответ 

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Очень емко и информативно получилось, почти вся история скейтбординга в паре предложений. Спасибо.

0
Ответить
Прокомментировать

Про зарождение сказано достаточно выше (в 70-80х американская молодежь начала кататься на досках с роликами сначала в бассейнах, а потом и по улицам), а вот тема субкультуры не раскрыта. Она появилась где-то в середине 80х на волне экспериментов с панком и хардкором — первым "чисто скейтерским" жанром стал трэшкор, который отличался позитивными настроениями и более быстрой музыкой. Примерно тогда же кататься начали молодые панки, которых этот вид спорта привлекал минимальной требовательностью к инвентарю, они же протащили специфическую одежду на панк/хардкор-сцену, где как раз стали модными позитивные быстрые мотивы, а стиль сдвинулся от мартинсов, клепаных жилеток и цветных ирокезов в сторону более скромной и простой одежды. Так скейтерские бренды проникли на панк-сцену.  Поскольку в США хардкор/панк-сцена соседствует с хип-хоповой, а среди первых банд и слушателей было много чернокожих, то скоро тема скейта связалась с рэпом и около того. Но по-настоящему сформировалась субкультура только с появлением скейт-панка, как отдельного жанра, сочетающего поп-панк и хардкор. Эта музыка привлекла внимание масс простыми и запоминающимися мелодиями, позитивными текстами и отсутствием серьезной нагрузки, потому некоторые исполнители стали очень популярны, среди не скейтеров, которые заимствовали манеру одеваться. Почему скейтерские бренды популярны, сказать однозначно нельзя. Некоторые из них делают стильные и качественные вещи, другие сильно пиарятся, а третьи просто вовремя попались на глаза школьникам. 

0
Прокомментировать
Ответить