Версия.Инфо

Почему люди реагируют на шутки смехом? Как вообще наш мозг понимает, какая шутка смешная, а какая нет?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
21
6 ответов
Поделиться

Есть простой критерий, определяющий насколько смешной будет шутка - это неожиданность и логичность. Чем неожиданнее и чем логичнее шутка, тем она смешнее. 

Очень логичная, но ожидаемая шутка будет называться баяном, бородатой. Пример: "Хоронили тещу - порвали два баяна". Здесь всё логично, но не смешно из-за ожидаемости, отсутствия новизны.

Другой пример: " -вот я не понимаю, почему язык евреев называется иврит, а не еврит?  -дело в том, что евреи у бога взяли две буквы "и" со скидкой". Эта шутка очень неожиданная, но нелогичная - поэтому несмешная. Такие шутки называют тупыми.

Если шутка и ожидаемая, и нелогичная, то она вызывает обратную реакцию - раздражение.

59
-5

Ждала пример эталонной шутки. Не дождалась(

+24
Ответить

Меня порвало от шутки про еврит

+6
Ответить

И меня 

Потом прочитал что она тупая 

Но мне кажется у каждого свое чувство юмора .

+3
Ответить

>Если шутка и ожидаемая, и нелогичная, то она вызывает обратную реакцию - раздражение.
У меня шутка вызывает раздражение даже если есть только один из критериев не смешной шутки приведённых вами.

+1
Ответить
Ещё 2 комментария

я одна засмеялась с двух шуток?

+3
Ответить

Круто обьяснил! 

0
Ответить
Прокомментировать

Отчасти это "запрограммировано" в нас: смех как реакция на раздражитель, в данном случае на положительный: я смеюсь - то есть мне нравится эта шутка, я получаю удовольствие от того, как подана информация, я восхищен и т.п. Младенцы ведь тоже смеются и тоже примерно по той же причине: им приятно, им комфортно, им нравится - щекотка, поцелуи, игры. Шуток они не поймут, но механизм "запускания" приблизительно одинаковый.
С возрастом уже вовсю работают ассоциации, запускаются разные нейронные связи. Вы вдумайтесь, что именно Вам смешно. Иногда высмеивается, так скажем, внешняя форма слова, на этом держатся детские дразнилки, рифмовки. Часто в таких случаях важно рассказать шутку-стишок-дразнилку именно в такой последовательности, сохранить рифму, иначе не смешно. Часто в анекдоте высмеивается та или иная ролевая модель, эксплуатируются различные стереотипы. Тут важно, понимаете ли вы контекст, слышали ли вы подобные шутки раньше, кажутся ли вообще шутки на данную тему смешными именно вам. Часто смешна не сколько сама фраза, а ситуация, некий парадокс, когда человек говорит что-то несуразное, в отдельности от него эта фраза не вызовет смеха, но вот если он произнес - то выглядит комично. Часто кто-то кого-то напоминает, отсылает к смешным воспоминаниям.
А при вторичном прослушивании шутка уже не так интересна, так как ваш мозг ее уже как бы переработал, уже вымощена эта нейронная дорожка (не очень грамотно с точки зрения специалиста, но как-то так), и второй раз мозгу неинтересно по ней топтаться. Как откусить кусок, выплюнуть, и опять его ... ну понятно. :)

Svetlanka Verbolотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
42
-4

Вода какая-то. Тут нейробиолог нужен.

+5
Ответить

>"Ну понятно:)" 

На самом деле нет.

-2
Ответить
Прокомментировать

Не специалист в подобных вопросах, но где-то читал, что смех эволюционно сложился как реакция сознания на опасность, которую удалось избежать. Например, нашему предку с дубиной в руке встретился разъяренный саблезубый тигр, который неудачно оступился и свалился с обрыва. Победное улюлюканье было прообразом смеха.

17
-4
Прокомментировать

Юмор давным давно раскладывали на составные части, выводили законы. Мол, основан на противопоставлении или на подобии, на неожиданности и тд. Но все равно его природа непонятна и не зря считается вершиной высшей нервной деятельности, а в бытовом плане как правило, не понимающий юмора - безнадежно туп. Полагаю, даже всемогущая нейронная сеть с самым глубоким обучением не сможет рассмешить никогда, даже если в ее базу закачать всех юмористов мира, начиная с египетских иероглифов...

2
0

С Н.С. все просто настолько, что лишь ставит новые вопросы.

Н.С. не будет изобретать, она как тот бот (микрософтовский, кажется) соберет по инет все случаи когда на некую реплику отвечали смехом и будет в разговоре с вами подставлять реплику из похожего случая. 

Вроде как ерунда.

Но вот вопрос, а люди разве не учатся? Тоже учатся, тоже смотрят когда как другие на что реагировали. 

Как впервые шутит ребенок? Да очень просто, я помню. Ещё только научившись первым словам он тянет лапочку показывая на маму и говорит -- папа! И весело смеется.

Ну, я думаю, Н.С. научится так шутить, а потом постоянно обучаясь уж до уровня Петросяна то она доберется ))

+1
Ответить

Если только до Петросяна)). Но Юмор не просто учитывает оборот речи, контекст и смысл ( а это пока для ИИ - непроходимый лес), а и множество важных компонентов, то есть базы данных должны распухать  по экспоненте. А если прибавить обстановку, уместность, собственно собеседника (а если присутствует разношерстная компания). Скажем шутка про талию женщины может вызвать как ярость, так и непринужденный смех. Конечно, если обучение будет происходить с обратной связью, то Н.С. придется каждый раз после попытки сострить переспрашивать, смешно ли? Или реагировать на мимику (тут, пожалуй, алгоритм распознавания эмоций, боле менее отработан). Если только так.

0
Ответить
Прокомментировать

Поскольку ни один из отвечающих так и не ответил на вопрос, объяснив, как устроен механизм восприятия смешного, а нейробиолог до сих пор не явился, Я постараюсь ответить на этот вопрос с точки зрения эстетической теории (я как раз пару дней назад сдал по ней экзамен).

Так вот. Так или иначе такие категории как "смех", "юмор", "смешное" и т.д. связаны с эстетической ценностью Комического (эстетические ценности - ценности, возникающие в результате чувственного контатка субъекта с каким-либо объектом, если этот контакт не несет утилитарного характера и эмоционально переживается. Помимо комического есть категории Прекрасного, Возвышенного, Трагического, Безобразного и их различные модификации. Но это сейчас не главное). Существует несколько теорий, объясняющих роль и значение смеха во всей истории человечества, а также исторические особенности комического, относительно различных эпох.

Поскольку для описания структуры и функции комического нужно написать много букв, а я пишу диплом и уже восьмой раз отвлекаюсь на The Question, я, пожалуй, скопирую содержание билета, который я готовил перед экзаменом и буду таков.

Комическое - это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации, но и принимает на себя творческую инициативу. В комическом не нужна определенная дистанция между субъектом и объектом. Наоборот, субъект должен разрушить ее, показав противоречивый характер объекта. Такой слом дистанции с последующей дискредитацией объекта в «позитивной» и не агрессивной форме и есть комическое.

В комическое, как и в трагическое, входит определенное противоречие; Здесь также происходит утрата ценностей, но эта утрата происходит преднамеренно, поскольку эти ценности более не несут в себе важного для человека значения. Как и в трагическом, в комическом есть нечто очищающее, в данном случае это смех. Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.

В чем же сущность комического и его функции?

Следует сказать, что в обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой духовному, социальному существованию человека. Комическое есть способ переоценки ценностей, возможность отделить устаревшие ценности от актуальных. Комическое входит в мир ложных представлений и пытается внести здравый смысл. Разоблачение достигается смеховой реакцией. Смысл комического – унижение определенных социально ранжированных ценностей. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. Вместе с отрицанием в комизме происходит утверждение свободы человеческого духа. Смеясь и играя, человек как бы бросате вызов устаревшим ценностям и взглядам, тем самым утверждая свою свободу и возможность преодолеть эти ценности. Маркс: это нужно, чтобы человечество смеясь расставалось со своим прошлым. Комизм — это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Однако, когда за смехом не стоит положительного начала и он направлен на нечто совершенно другое, мы не имеем дело с комическим. Нормальный комизм рождается в проблемных зонах человеческой культуры.

Структура комического. Комическое возникает тогда, когда есть некое противоречие в воспринимаемом объекте. Чтобы проявилось комическое, некая антиценность должна быть проявлена в объекте, то есть этот объект должен быть не сообразен нашей привычной "адекватной" картине мире, должен ей противоречить на уровне абсурда и быть очень далеким от доминирующих ценностей. Такое несоответствие называется комическим несоответствием. Вначале это внутренне несоответствие в объекте. В свете значимых ценность эта несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием, реализации комического является духовная свобода человека, свобода от тех устаревших ценностей, которые он высмеивает. Таким образом, комическое несоответствие – форма существования комического.

Эта форма для своего создания предполагает наличие определенного навыка у человека. Этот навык – чувство юмора – одно из эстетических чувств. Оно: 1) присуще эстетически развитому уму; 2) подразумевает склонность к богатым ассоциациям; 3) предполагает способность схватывать противоречия действительности; 4) противопоставляет их эстетическому идеалу и доминирующим ценностям;

Чувство юмора, таким образом – способность восприятия комизма, а остроумие – это способность к его созданию, способность так замечать и оценивать противоречия действительности, чтобы их комизм стал до абсурда очевиден.

Комическая обработка действительности требует для своего запечатления и заострения противоречий определенных художественных форм.

Основные формы комического.

1.Чистый комизм. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур.

2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом.

3. Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений. Направлена на явления, принципе не приемлемые для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое.

4. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая.

5. Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.

6. Сарказм – антипод иронии. язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Сарказм в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток в отношении чего происходит. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования, ненависть. 

9
-8

Надеюсь, для диплома вы все же перерабатываете информацию

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить