Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему распались The Beatles?

Музыка
Алексей Русинов
  · 10,0 K
студент философии в Национальном университете "Киево-Могилянская академия", личинка...  · 29 дек 2016

Среди битломанов-неофитов бытует такой предрассудок, что "во всём виновата Йоко Оно". Но, на самом деле, распад самой известной в истории группы закономерен и понятен, если проанализировать процессы на музыкальном рынке 1960-х годов и отношения между членами группы непосредственно перед распадом. 

"Известная четвёрка" (англ. Fab Four) с самого начала своего пути могла стать ещё одним посредственным музыкальным ансамблем подростков, создающим каверы на хиты американских звёзд рок-н-ролл- и кантри-сцены. Представьте себе пятерых ливерпульских юношей (Джон Леннон, Стюарт Саттклифф, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бэст), вернувшихся с секс-столицы Европы - Гамбурга, и которые зажили горькой славы заводил в барах "улиц красных фонарей" и личных скоморохов мафии. И тут они, в ливерпульском клубе Cavern, где они постоянно выступали, знакомятся с харизматичным менеджером Браяном Эпстайном. Будучи на короткой руке с лондонскими студиями звукозаписи, они получают немного времени в студии Parlophone, подчинённому EMI Records. Дальше им предоставили Джорджа Мартина, который был знатоком академической музыки и маэстро инженерии звукозаписи. То есть, значимость этих двух фигур для битлов - неоспорима. Для Джона Леннона Браян Эпстайн был очень близок, а Джорджа Мартина неофициально называют "пятым битлом". Но это лишь предыстория начала распада великой группы.

После неожиданного успеха, The Beatles становятся популярными в Америке, собственно начинается "Британское вторжение в Америку". Но истерия безумствующих фанаток, неустанные гастроли по миру и постоянное преследование журналистов не радуют фронтмена группы Джона Леннона. У него начинается личностный кризис и депрессия. Заглавная песня пятого альбома Help! уже говорит о крике помощи человека, который не знает что ему делать со своей жизнью. А после выпуска двух этапных в творчестве группы альбомов Rubber Soul и Revolver, стало понятно, что в группе появляются новые нотки, "нотки взросления". В песнях Norwegian Wood и In My Life Леннон предзнаменовал возникновение психоделической музыки, а эксперименты Харрисона с ситаром дали понять, что Битлз и индийская культура ближе, чем кажется. С 1967 года Леннон начинает увлекаться наркотиками, и ведущая роль в группе переходит Полу Маккартни. Создание двух альбомов Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (который признан номером один в списке 500 величайших альбомов в истории музыки рок-изданием Rolling Stone) и Magical Mystery Tour заявили о переходе к новому виду музыки и экспериментам с психоделическими мотивами. Джон Леннон все больше отдаляется от других членов группы.

27 августа 1967 года умер Брайан Эпстайном, что стало тяжелым ударом для всех членов группы. Оказавшись один на один перед лицом организационных и финансовых проблем, противоречия между ними только усилились. Все песни преимущественно создавались Маккартни, а остальные должны были пройти одобрение у тандема Маккартни-Мартин. Поскольку Харрисон сильно увлекся индийской культурой, у Леннона были проблемы в браке с Синтией, группа решила поехать в Индию к своему духовному гуру - Махариши Махеш Йоги. Но прилетев назад в марте 1968 года, все были разочарованы поездкой, особенно Леннон (читайте: песня Sexy Sadie). Потеря моральных лидеров, личные проблемы в браке, изоляция Леннона от собственного сына Джулиана загнали его в глубочайший стресс. Знакомство с японской авангардной художницей Йоко Оно открыло новый этап в его жизни. Синтия, увидев своего мужа в постели  с другой женщиной, решает развестись с ним. 

Дальше, устав от атмосферы на сессиях, работать с группой отказывается инженер Джефф Эмерик, а Джордж Мартин берёт в отпуск. Леннон игнорирует сессии звукозаписи песен других членов группы, а Ринго Старр в августе 1968 года даже заявил о своём уходе из группы, но вскоре вернулся. 1969 год ознаменовался постоянными претензиями между членами группы и записью материала для Abbey Road и Let It Be. Сильные отличия между стилями и методами создания композиций и попытки Пола любыми методами удержать остальных от распада привели Леннона к окончательному решению покинуть The Beatles в январе 1970 года. Хотя в СМИ заявление о прекращении деятельность The Beatles было сделано аж в апреле.

Если попытаться структурировать причины распада The Beatles, можно прийти к такому списку:

  • увлечение Джона Леннона наркотиками и его личный кризис, который отразился на атмосфере в группе;
  • смерть Браяна Эпстайна, идеолога и пиар-менеджера The Beatles, которых мы знаем, и отказ Джорджа Мартина быть продюсером;
  • личные претензии и конфликты между музыкантами изоляция друг от друга и отличие в музыкальном стиле; например, продюсер Let It Be Фил Спектор отлично поладил с Ленноном, тогда как Маккартни рвал волосы на голове из-за струнного аккомпанемента оркестра в композиции The Long and Winding Road; более того, Леннон постоянно приводил на сессии Оно, хотя группа ещё в начале своего пути договорились не водить своих девушек и жён на репетиции и сессии;
  • рынок не воспринимал музыкальные эксперименты Леннона и Харрисона, поэтому произошел спад интереса к The Beatles
    Лично я, например, сокрушался над распадом The Beatles, когда только начала увлекаться их творчеством. Но позже я пришел к мысли, что это было закономерно и по-другому быть не могло.