Саня Хоб
март 2016.
497

Было ли у римлян неприятие греческой культуры?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Смотря у каких римлян и на каком этапе их развития. Здесь надо, конечно же, танцевать от личностей. Стоит отметить, что Ромул и Рем, согласно Дионисию (Rom. Ant., I, 84, 5), в Габиях получали образование на греческий манер. Позже среди римлян высоко ценилось образование, полученное у этрусков (Liv., Ab urbe cond., IX, 36, 3), при этом нельзя отрицать влияние греческой культуры на этрусков. О Нуме Помпилии рассказывали, что он был знаком с пифагорейским учением (Plut., Numa, 1); в 454 году до н.э., в рамках проекта по созданию кодекса римских законов, ряд римлян отправился в Грецию, чтобы ознакомиться с законодательством Солона (Liv., Ab urbe cond., III, 31, 8); первый римский драматург - Ливий Андроник - имел греческое происхождение. Таким образом, Греция исстари пользовалась у римлян уважением. Антипатия к грекам связана была с растущей в греческом обществе тягой к роскоши и «изнеженности»: по мере крушения традиционной полисной структуры греческого общества, происходили и различные трансформации, развивалась демагогия и политический оппортунизм, который накладывался на смену ориентиров, идеалов и ценностей. Александр открыл новую эпоху; покорение Азии стало способствовать проникновению восточных элементов роскоши во все больших объемах (сравни традиционные упреки в адрес Александра и его преемников за обычай ношения роскошных одежд и диадем). Для римской традиционной морали такие культурные установки были малоприемлемы; и в этой связи становится понятно неприятие греческой культуры тем же Катоном или дедом Цицерона (сам Цицерон приводит его замечательную во всех отношениях сентенцию: «кто отлично говорит по-гречески, тот и есть величайший негодяй» - De orat., II, 66, 265). Этому способствовало и то, что в это время Рим покоряет Грецию - в 146 году до н.э. был взят Коринф, и предметы роскоши хлынули в Рим рекой. Начавшийся кризис римского общества был воспринят как упадок нравов, и в качестве одной из его причин моралисты отмечали именно эту греческую «изнеженности». Однако стоит отметить, что у того же Катона все это носило несколько лицемерный характер: проповедуя идею земельного труда, он сам был торговцем и ростовщиком; точно так же, намеренно говоря с греческими послами через переводчика, он при этом сам прекрасно разбирался в греческом языке и был знаком с произведениями Фукидида и Демосфена (обо всем это в его биографии за авторством Плутарха). Со временем, однако, эта демонстративная презрительность сходила на нет, тем более что, как верно заметил Гораций, Греция, хоть и была покорена Римом, сама пленила победителей своим культурным уровнем (Epist., II, 1, 156). Эта эволюция хорошо заметна: Тиберий стремился изгнать даже греческие заимствования (Suet., Tib., 71); Клавдий, хотя и лишал гражданства за незнание латинского, уважал греческий и даже называл его своим языком наряду с латинским (Ibid., Claud., 16, 2; 42, 1); Тит употреблял греческий только для литературных занятий (Eutrop, Brev., 21, 1); молодой Адриан первоначально по-гречески говорил куда лучше, чем по-латински (SHA, Hadr., 1, 5; 3, 1); Марк Аврелий на греческом ведет свои записки; от эпохи поздних Северов мы имеем два исторических труда, написанных греками - Кассием Дионом и Геродианом (при этом никакого значимого латинского аналога от этого периода не сохранилось). Таким образом, римляне всегда признавали достижения греков в сфере науки и искусства, знакомство с греческой культурой и языком было необходимым атрибутом образованного человека; другое дело, что порой (и в характере некоторых личностей) греческая культура ассоциировалась с упадком исконно римских нравов (которые, по сути, являются своеобразным мифом), потому и вызвала некоторое неприятие. Словом, все зависит от конкретной персоны и эпохи.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
Прокомментировать

Было неприятие не культуры как таковой, а образа жизни, "менталитета". Там было достаточно своеобразное отношение. Римляне высоко ценили Грецию как страну высокой культуры как таковой, но при этом многие сторонники "республиканских доблестей" считали, что их культура, какой бы высокой она ни была, чужда и неприемлема для "римского образа жизни". Поэзия, скульптура, философия, литература ценились крайне высоко. При этом образ жизни и менталитет считался "развратным", аморальным.
В общем, что-то похожее на отношение России к США %)

0
Прокомментировать
Ответить