Maria Mikhantieva
март 2016.
162

Россия, XIX в., дворянское сословие. Если один из супругов узнаёт о неверности другого/другой, какие вообще есть варианты развития событий?

Ответить
Ответить
Комментировать
4
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Если рассматривать ситуацию с юридической точки зрения, то обманутый супруг мог либо добиться наложения на неверного супруга наказания, либо инициировать развод (но сделать и то, и другое одновременно закон запрещал).

Прелюбодеяние в Российской империи официально считалось преступлением. Наказанием служило тюремное заключение на срок от полугода до года. Такие уголовные дела рассматривались светским судом, но если виновный был христианином, то дело затем передавалось в духовное ведомство соответствующей конфессии для решения вопроса о наложении церковного покаяния (не вместо тюрьмы, а дополнительно к ней).

С другой стороны, супружеская неверность являлась достаточным основанием для расторжения брака. Дела о разводе рассматривала духовная консистория (церковный суд во главе с архиереем, имевшийся в каждой епархии – то есть, в реалиях Российской империи, в каждой губернии). В случае, если принималось решение расторгнуть брак, виновный супруг лишался права повторно вступить в брак.

Пикантность ситуации состояла в том, что закон подчеркивал: ни свидетельства обманутого супруга, ни даже собственного признания изменившего супруга недостаточно для доказывания измены. Консистория требовала более объективных доказательств, которыми считались, например, показания свидетелей. Поэтому супруги, которые не имели романов на стороне, но страшно надоели друг другу и мечтали найти формальный повод для развода, прибегали к услугам специальных контор, предоставлявших актеров, готовых сыграть роль любовника/любовницы и изобразить постельную сцену с клиентом, чтобы другой супруг как бы случайно зашел в это время в комнату в сопровождении посторонних людей и «застал изменника». Интересные факты о генетике Телегония — это 100% бред?Правда ли, что хорошие и плохие качества по большей части передаются от родителей к ребенку генетически? Или это миф?Существует ли национальность с позиции генетики?Задайте вопрос и получите скидку до 70% на генетический тест!

Собственно, из сказанного в последнем абзаце уже понятно, что развод был делом крайне скандальным, чудовищно портящим репутацию обоим супругам. Поэтому на практике в высших слоях общества, где о репутации очень заботились, разводы были очень редки (причем часто даже в случае неверности жены вину из джентльменских соображений брал на себя муж – напимер, в «Анне Карениной, хотя роман Анны и очевиден, Каренин считает, что когда дело дойдет до консистории, то именно он должен будет сделать вид, что у него есть любовница). Если становилось известно о неверности одного из супругов, другой чаще всего предпочитал либо устроить тихий неофициальный разъезд по разным домам, либо вообще сделать вид, что ничего не происходит. В дворянской среде в то время к супружеским изменам, даже женским, относились довольно лояльно (в отличие от крестьянской среды, где для девушки считалось вполне нормальным иметь любовника до свадьбы, зато за измену после свадьбы муж не то что развелся бы с ней, а скорее всего просто убил бы).

7

спасибо

неужели такие вольные нравы в крестьянской среде? а страшилки про вывешивание простыни после первой брачной ночи? или к 19 в. нравы расшатались?

0
Ответить

Вывешивать простыню – это скорее обычай восточных стран, для России не очень характерный. В русской деревне разве что изредка пьяные друзья жениха шутки ради на второй день свадебных гуляний могли стащить простыню и показать ее народу под скабрезные шутки.

По поводу нравов очень подробно пишет, например, Семенова-Тян-Шанская в этнографическом описании рязанских крестьян самого начала XX века «Жизнь Ивана»: добрачные связи были обычным делом, позорными не считались, гулящей могли назвать девку, у которой было несколько любовников одновременно – а если только один, то ей никто слова дурного не говорил.

А если вернуться на век назад, то можно вспомнить, например, лотмановский комментарий к «Евгению Онегину», к тому моменту, где Татьяна Ларина после отправки того самого письма вечером беседует со своей няней и расспрашивает ее, по любви ли она выходила замуж. И няня ей отвечает: «Ну что ты, Таня, в наши лета мы не слыхали про любовь, не то бы согнала со свету меня покойница свекровь». Разумеется, свекровь не стала бы сживать невестку со свету за любовь к мужу, стало быть, няня имеет в виду  любовь к постороннему мужчине. И Лотман как раз отмечает, что в дворянской и в крестьянской среде были диаметрально противоположные взгляды: девушке-дворянке даже неподтвержденные слухи о романе с мужчиной безнадежно испортили бы репутацию и свели к нулю шансы на замужества, а вот крестьянке добрачные связи прощались; зато замужняя дворянка могла практически открыто иметь любовника (поэтому отказ Татьяны Онегину в последней главе – это нетривиальный поступок), а вот для замужней крестьянки это было совершенно невозможно.

+2
Ответить

вот же ж скрепы!

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить