Dmitry Drozdov
март 2016.
9145

Почему языческий праздник Масленицы оказался признан православной церковью?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Потому что церковь умная. А если длиннее- становление христианства процесс не быстрый и достаточно тяжелый. Язычники совершенно не спешили становиться христианами, сами священники, если были слишком настойчивыми, имели все шансы стать мучениками, особенно далеко от метрополии. Кроме того многие языческие праздники и традиции были особо почитаемыми, и потому из было тяжелее всего побороть. Именно по этой причине церковные деятели решили не бить лбом стенку, а не спеша привести заблудших овец в лоно церкви, т.е. узаконить важные языческие даты и тем самым облегчить вхождение народа в церковный календарь. Ниже примерный список охристианенных торжеств:

ДатаЯзыческий праздникХристианский праздник

06.01Праздник бога Велеса -Рождественский сочельник

07.01Коляда -Рождество Христово

24.02День бога Велеса (покровитель скота)- День св. Власия (покровитель животных)

02.03День Марены -День св. Марианны

07.04Масленица (отмечается за 50 дней до Пасхи) -Благовещение

06.05День Дажьбога (первый выгон скота, договор пастухов с чертом) -День св. Георгия Победоносца (покровитель скота и покровитель воинов)

15.05День Бориса-хлебника (праздник первых ростков)Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба

22.05День бога Ярилы (бог весны) -Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего теплую погоду

07.06Триглав (языческая троица — Перун, Сварог, Свентовит)Св. Троица (христианская троица)

06.07Русальная неделя -День Аграфены купальницы (с обязательным купанием)

07.07День Ивана Купалы (во время праздника обливали друг друга водой, купались)Рождество Иоанна Крестителя

02.08День бога Перуна (бог грома)День св. Илии Пророка (громовержца)

19.08Праздник первых плодовПраздник освящения плодов

21.08День бога Стрибога (бог ветров)День Мирона Ветрогона (приносящего ветер)

14.09День Волха ЗмеевичаДень преподобного Симона Столпника

21.09Праздник роженицРождество Богородицы

10.11День богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы)День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья)

14.11В этот день Сварог открыл людям железоДень Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов)

21.11День богов Сварога и Симаргла (Сварог — бог неба и огня)День Михаила Архангела

43
-12

чет коряво фота стала...

0
Ответить

Православный синкретизм тудуду

+2
Ответить
Вот ты меня сейчас очень расстроил. Нельзя писать такой бред после стольких хороших ответов.
0
Ответить
Ещё 3 комментария

7 апреля — Масленица? О_о

+1
Ответить

Виктор, вы откуда эту информацию взяли? Нельзя ссылаться на источники неоязычников, т к они (как толкинисты) создают контрафакт с коленки. Академическая среда (фольклористика, этнография, религиоведение) не может ничего сказать касательно дат праздников дохристианских культур Европы (не только славян). Кроме того, вообще не известно были ли отдельные праздники в честь конкретных божеств. Нужны конкретные упоминания античных и средневековых авторов путешественников\мессионеров - это единственные возможные источники, которые достоверно могут указать о существовании праздника и о том как его праздновали. Если таковые упоминания есть, можно сделать такие утверждения, но лично я их не видел.

+1
Ответить

Рождество 7 января - это 25 декабря по юлианскому календарю, который называют у нас старым стилем. Коляда тут вообще не при чем.

+1
Ответить
Прокомментировать

Виктор правильно указал идею, только уточню, что у языческих праздников не было точных дат. И масленица - это не однодневный праздник, поэтому Благовещение тут не при чем. Ну и вообще даты за уши местами притянуты. :) А уж "Триглав" - это точно совершенно влияние христианства на язычество, а не христианизация праздника. У славян не было представлений о "троице богов".

Ну и вообще очень удобно оказалось привязать дохристианскую традицию гуляний и карнавала к заговенью на Великий пост. В других странах такое тоже есть - все карнавалы по такому же принципу проводятся. У католиков - Mardi Gras, он же "жирный вторник", итальянский карнавал, славянский мясопуст... 

Елизавета Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
29
-2
Прокомментировать

Потому что как было выше сказано . Очень многие христианские праздникии, начиная с Ростества Христова по старому стилю привязывались к языческим, чтобы просто переименовать и перекрыть одно празженство другим. Масленица не исключение. По церковному календарю- это неделя о Страшном суде . И поминовение успоших . Родительские субботы как раз перед масленицей. Так вот блин  в языческом поклонении жертва Ярилу Солнцу, и так же погребальный символ. Дело в том , что  в суровой России раньше славяне сжигали своих покойников спуская по реке, а зимой как известно река замерзает. Да икопать могилф они стали только с приходом христианства. Поэтому , умерших за зиму складывали либо под пол, либо в отдельный дом. Отсбда сказки про Бабу - ягу пожирающую и людей и суеверия,  свящвнные с порогом - там якобы души умерших... А чтобы лик по весне не пугал своим видом его накрывали блином, и блин как символ сближения покойника с Солнцем, потому что сжигание его - это и есть жертва Солнцу .С христианством Ярило сменил Христос, а жертвы остались , только бескровные. А обряды сохранились . На масленицу сжигают чучело - покойника и пекут блины , как и на поминки. В некоторых деревнях до сих пор накрывают ими лицо умершего при отпевании.

1
-1
Прокомментировать

Отмечу как религиовед и немножечко фольклорист, что даты и праздники в ответе выше не являются правдой. Неоязычество - искусственная сектантстская религия, которая ничего общего с древним язычеством славян практически не имеет. Данный календарь не подтверждается историографией и археологией.

Сперва дайте конкретные указания на то, что в древности у славян был праздник Масленница. Указания должны быть не норативными (потому что так умный дядька сказал), а прямыми - сохранившиеся описания данного праздника у дохристианского населения Руси, Моравии, Болгарии. Таковыми могут являться, к примеру, заметки античных путешественников и\или первых христианских миссионеров. Есть такие указания? Я не видел. Тогда о чем идет речь? Стало быть рассуждаем о том, чего нет.

Значит вопрос задан не правильно. В свою очередь отмечу, что в Масленнице действительно есть элементы народной культуры (в первую очередь нужно это называть именно народной культурой), которая естественно когда-то была языческой (в чем нет ничего дискредитирующего христианство). Церковь не отрицает культурный код народа\страны, она лишь приносит Веру и свой религиозный институт, все остальное вживается в церковную жизнь естественным образом.

Масленица фактически аналог западно-христианского праздника карнавал (если дословно перевести "карнавал", то это будет значить "прощание с мясом"). Это цикл в церковном календаре, который обусловлен праздниками перед Великим Постом, после которого следует один из двух главных праздников христианства - Пасха.

Если говорить об основном блюде на Масленицу - блинах. Блины готовили в любое время года и главным образом готовили на свадьбы в том числе в христианскую эпоху, есть этнографические указания исследователей. Почему масленница связана именно с блинами, думаю нужно учитывать сельхоз. условия средневековой Руси, а так же как такового рациона людей той эпохи. Это при том, что блины есть у всех европейких народов, не только у славян.

P S: У нас тут оказывается и Хэллоуин языческий праздник (что, конечно же не правда целиком и полностью), и елка рождественская тоже языческая (тоже не правда целиком и полностью). Люди любят вбрасывать восхитительные утверждения, а обосновать их не могут, т к фактов просто не существует.

Никита Пономарьотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-2

Тогда и вам доверять не стоит. Ни одной ссылки на источники в вашем ответе нет

0
Ответить

Это интернет, должен ли я эти источники указывать то? Ну ладно, хорошо! Раз спросили. Т к я живу в Минске, то в институте изучал белорусскую этнографию соответственно, но даже в контексте локального изучения фольклора понятно, что данные даты и мифические яко бы существовавшие праздники - чья-то больная фантазия, которая выдается за истину, ну а люди хавают фолькхистори, т к хочется жареного.

Г. А. Бартошевич «Белорусская народная поэзия весеннего цикла и славянская народная традиция», 1985
А. Ю. Лозка «Белорусский народный календарь», 1993
И. И. Крук «Вслед за солнцем», 1998 у него же «Зимние праздники», 2004 и «Весенние праздники», 2005
Т. И. Шамякин «Очерки по белорусской мифологии», 2001

Исследователей полно, я лишь привел в пример то, что вспомнил сходу. По Украине и России (при чем как и славянским, так и финноугорским\татарским\башкирским регионам тоже полно исследователей). Есть советский\российский фольклорист, который крупную работу написал по славянскому календарю, но я, увы, его вспомнить не могу. Да все и не запомнишь, если вам так действительно интересно, вы сами все это в интернете найдете. Кстати говоря Рыбаков (советский историк) затрагивает тему славянского календаря.

Так же рекомендую погуглить научные очерки по фольклору уважаемого Николая Васильевича Гоголя. Помимо того, что он русский писатель, так еще и ученым был, если что, да и по богословию у него есть здоровенный труд целый, внезапно. За одно и Владимира Ивановича Даля потрудитесь погуглить, он не только толковый словарь составил. Вообще в первую очередь он был фольклористом, на секундочку. Этнографов русских полно и не долбославных дауноверов каких-то в ночнушках с народными узорами прыгающими через костер и пьющими бормотуху, а трезвомыслящих академических исследователей владеющими научной методикой.

Понятия не имею зачем я привожу вам этот список, вы же все-равно эти книги читать не станете.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Почему вы решили, что не стану?) Спасибо за источники. Мое замечание касалось вашего стиля ответа. Я не стану утверждать, что первый ответ от и до верный, однако, вы упрекнули автора в отсутствии источников, хотя он, равно как и вы сейчас, ответил в интернете. И, вероятно, посчитал, как и вы сейчас, что, если отвечает в интернете, то источники не нужны. Но вы же сами его в этом и упрекнули. Противоречите сами себе. Вопрос исчерпан, спасибо за внимание)

0
Ответить

Тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. С этого мне и нужно было начать сразу. Нет, не противоречу. Все же если уж ответы и писать сюда, то не ради рейтинга, а то TheQ позиционируют в вк.группах как сайт аля просвещение. Какое же тут просвещение? Очередная кормежка заблуждениями в стиле "научного" Атеиста.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить