София Киперман
март 2016.
1395

Почему именно Иосиф Бродский стал самым модным поэтом среди школьниц?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
2 ответа
Поделиться

Раз сюда так и не добрался Александр Марков - филолог, философ, искусствовед, ведущий научный сотрудник МГУ, преподаватель РГГУ и РАНХиГС, то просто процитирую его ответ на этот же вопрос из недавнего интервью Colta.ru: "Если говорить о Бродском, его популярность среди молодежи строится вот на чем: прежде всего, он оказал большое влияние на язык рок-поэзии и другой консенсусной культуры. Есть огромное количество вторичной продукции вокруг Бродского, как есть, допустим, грубо говоря, магнитики с видами Флоренции. Есть поющая на языке Бродского группа «Сплин» или какие-нибудь новейшие группы, поющие самого Бродского, в соцсетях гуляют демотиваторы с Бродским. Вся эта индустрия работает на Бродского. В этом смысле Бродский — американец не только потому, что он — удачник в американском смысле, но и потому, что он — создатель определенного количества образов, которые в консенсусной культуре не менее важны, чем образы Микки Мауса и Мэрилин Монро. Образ себя в качестве уставшего человека, «Никто в плаще», образ переживания мира как постоянной смены картин, шествия, переживание любой эмоции как постоянно затихающей — все это не менее важно, чем приключения Чарли Чаплина и Микки Мауса. Это своего рода полукинематографическая реальность".

Полностью читать здесь: http://www.colta.ru/articles/literature/10305 

11
Прокомментировать

Бродский есть вершина последних поколений стихотворцев в русской поэзии. До него лишь в 60-х у поэтической власти было три лица: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский (была еще душа -- Окуджава, и голос -- Высоцкий). После них на трон взошел уже император -- Бродский, который подмял под себя всю русскую поэзию. Да так, что многие после него, мелькавшие в ней из новых поколений, становились либо продолжателями, либо подражателями. Он стал вершиной, но никто еще не прыгнул выше (а прыгнет ли, -- тут задаются вопросом). Мутанта-Полозкову, выстроившую себя и свою поэзию из кусков и частей речи разных гениальных поэтов, я не беру в счет.

Но если строго по пунктам:

1) Он привнес в русский язык эстетику современной англоязычной поэзии. Будь он таким русским, каков был, например, Рождественский, то молоденькие тамблер-девочки, посещающие после школы курсы английского, по нему бы так не изнывали.

2) Его поэзия тяжела к усвоению, нарочита сложна. Структурность стиха и времени сплелись под пляской изящных слов, -- а среди молодежи, зачастую не разбирающейся в поэзии, к сожалению, ходит правило: сложный -- крутой. На фоне поэтов советской действительности: Бродский -- поэт мировой, "многоохватный" (Нобелевская премия, как доказательство). Нам нужен гениальный поэт нашего времени, но молодежь ни в коем случае не станет ставить в центр всей русской поэзии последних поколений поэта советской формации. Почитает семнадцатилетняя Таня из Липецка стихи Окуджавы: ну писал же он о веке ХХ, в ХХ веке пусть и остается. А Бродский пишет, наверно, как-то ближе для этой Тани. Для нашего века -- самоё оно!

3) Биография: арестовали, судили, сослали, выслали, поставили под запрет его творчество. Бунтарь же! Изгнанник! Подростки любят таких.

4) Нобелевский лауреат. И Пастернак, и Бунин, тоже из этих... Но, извините, давно это было... Да и не замаран еще Бродский столь сильно, как они, школьной-то программой. 

4

Понятны теперь причины, по которым Бродского приватизировали имперцы и апологеты русского мира: он же «император»!

0
Ответить
Вот в последнем предложении важная причина как по мне - Бродского нет в надоевший школьницам школьной программе.  
0
Ответить
Прокомментировать
Ответить