Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в одних странах сунниты скептически относятся к суннитско-шиитскому расколу, а в других странах шиитов даже не признают мусульманами?

ОбществоПолитология+4
Илья Орлов
  · 2,2 K
преподаватель НИУ ВШЭ  · 9 мар 2016

На данный вопрос можно отвечать по-разному, делая акцент на различных аспектах проблемы "суннитско-шиитского противостояния". Я предпочел бы сделать акцент лишь на следующем: 

Мусульманский мир велик и разнообразен, он включает в себя общества, расселенные по нескольким континентам. Шииты составляют лишь порядка 12-15 процентов всех мусульман на земном шаре. Условно, с точки зрения отношения к данному расколу и с позиций функционального подхода, мусульманские страны можно разделить на несколько групп:

1) Во многих мусульманских странах шииты составляют настолько незначительный процент населения (или же отсутствуют в нем в общем), что данный "конфликт" вовсе отсутствует в повестке дня как государства, так и общества как такового. Таковыми являются многие мусульманские государства Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, а также часть арабских государств (например, Судан, Алжир, Тунис, Марокко, Ливия и. т.). Жителям этих стран конфликт просто-напросто чужд, и далек от них ровно настолько, насколько они далеки от него. Конфликт с.-ш. практически не касается их никоим образом и не влияет на их жизнь ни в бытовом плане, ни как-либо иначе. Местное население здесь скептически настроено к пропаганде межконфессионального насилия и выступает с куда менее радикальных позиций, чем мусульмане в странах других групп.

2) С другой стороны, есть страны, на территории которых проживают многочисленные общины как суннитов, так и шиитов (Ирак, Ливан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Йемен, Пакистан), где самые разные конфликты и споры (политические, экономические, управленческие/хозяйственные, этнические, личностные), имеющие внутреннюю природу и нередко никак не связанные с религией, обретают новую жизнь, когда окрашиваются в цвета суннитско-шиитского глобального противостояния (в таких случаях декларация приверженности той или иной стороне может быть хорошо проспонсирована заинтересованными сторонами: Ираном с шиитской стороны, Саудовской Аравией - с суннитской). Здесь ситуация переплетена и нередко запутана: часто с.-ш. конфликт - это мотив к политической мобилизации, не реже - источник внешнего финансирования. 

3) Также есть страны, в которых шииты малочисленны и не играют никакой существенной роли, но их близость к зонам/регионам, где межобщинный конфликт приобрел ярко выраженный военно-политический характер, делает их заложниками региональных тенденций и веяний. Например, ОАЭ и Оман не имеют серьезных проблем с шиитами на своей территории, но из-за географической близости с Ираном входят в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ), - организации, выступающей в качестве оплота сопротивления "Исламской Революции Хомейни" с начала 1980-х гг. Для них внешняя политика определяет внутреннюю в вопросе формирования общественного мнения по отношению к суннитско-шиитскому расколу в наши дни.

4) И, наконец, страны, чья современная модель развития включает в себя создание и поддержание образа "защитника"/"проводника" интересов суннитов/шиитов. Сегодня это, в первую очередь, Королевство Саудовская Аравия и Иран, соответственно. В них, соответственно, сунниты в КСА и шииты в ИРИ составляют большинство, а политический режим активно использует религиозный дискурс для легитимации собственной внутренней и внешней политики. Здесь суннитско-шиитское противостояние - это идеологический конструкт, служащий а) обоснованием непопулярных решений и действий властей; б) жупелом внешней угрозы; в) инструментом мобилизации населения. Оба эти государства максимально заинтересованы в распространении и "углублении" мифа о непримиримости и вечной враждебности суннитов и шиитов, т.к. получают от этого политически дивиденды и обеспечивают собственную стабильность.

Допускаю, что кто-то может сказать, что не все здесь определяется и может быть объяснено с позиций реальной политики, как это сделал я. Можно предложить религиоведческое, философское и историческое обоснование, но это уже несколько другой формат, требующий больше времени и внимания.

Хамида, 16 лет, замужем , модельер - швея, учусь в Медресе)  · 5 июн 2016

Шииты униженные люди, они даже сами себя побивают, это их наказание. Они унизили всех тех с кто был рядом с Посланником салаллаху алейхи ва салям кроме Али да будет доволен им Аллах, поэтому Ахлю - Сунна их и не признает, вы ещё не знаете как они Суннитов ненавидят))

18+ контент

Мы посчитали, что не все хотят видеть подобный контент в ленте, но вам виднее.