Олег Пащенко
март 2016.
4194

Куда благочестивые русские крестьяне Великим постом девали молоко и яйца? Ведь коровы продолжали доиться, а куры нестись.

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Добавлю ответ человека, который и ныне живет в деревне и соблюдает пост. Это священник Виталий Воскресенский:

---------------------------

Свежее молоко сепарируется и с него снимаются сливки. Если нет сепаратора, то сутки молоко отстаивается и затем с него снимают сливки вручную. Сливки заливают в маслобойку и сбивают масло.

Молоко ставят на плиту и нагревают. Затем добавляют сычуг. Оно свёртывается и получается сыр. После добавления соли и прессования сыр убирается в прохладное место.

Молоко оставляют на воздухе в тепле. Оно сквашивается и получается простокваша. Простоквашу нагревают и получается творог. Творог растирают с солью и ставят под пресс - получается безсычужный сыр.

Творог очень хорошо давать курам. как правило, из-за нехватки солнечного света, они "обезноживают". Радикальное средство от сего недуга - творог.

Остаётся сыворотка. Сывороткой поят скотину. И телят, и свиней, и курей.

Как правило, всего запасённого масла и сыра, за Великий Пост, хватает на весь мясоед, до Петровок.

...

[Далее рецепт есть]

...

А яйца, накопившиеся за пост, вполне хранятся в подвале, в решётках. Не пропадают. Некоторые из них и под квочку попадали. Ничего, цыплята вылуплялись...

Источник здесь

Там же Аксения33:

К Рождественскому посту коровы уже в запуске, т.е. телятками беременные, их не доят перед родами какое-то время 1,5-2 месяцев, а как отелятся, то телята молоко сосут. Когда телят отделяют, то молоко можно замораживать, можно творог, сыр делать, обрат другой скотине скармливать.

---

39
Прокомментировать

Вы думаете что у крестьян был излишек молока и яиц? Даже если не учитывать того что зимой и весной удои меньше, да и то что на детей, совсем маленьких, пост не распростроняется, вопрос строгости поста трактовался широко ;-)

6
Прокомментировать

пост скорее появился изначально из-за нехватки в это время ряда продуктов и экономии семенного материала. еще до появления Христианства на Руси. Потом уже,как это часто бывает привязали религиозную составляющую
ну и верно подмечено, переработка в продукцию которая лучше храниться

4

Это не так. Пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).

+1
Ответить

...уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).

Источник: http://www.pravoslavie.ru/4314.html

+2
Ответить
Прокомментировать
Ответить