- -
март 2016.
6029

Какая самая успешная методика запоминания исторических дат?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
32
7 ответов
Поделиться

Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На мой взгляд, в запоминании дат важно сочетание двух факторов. Визуализации события и элементарного понимания происходившего. Без этого любые даты превращаются в набор ничего не значащих цифр. Плохо поможет даже их механическая зубрёжка.

В обучении, и не только истории, большое значение имеет принцип наглядности. То есть формирование представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений.

Простейшее наглядное средство для запоминания исторического события – иллюстрация. В школьные учебники и детские книги по истории не зря помещают большое количество изображений, в том числе, цветных. При этом события и эпохи начинают ассоциироваться с конкретной иллюстрацией и запоминаются в непосредственной связке с ней.

Для примера возьмём изображение из учебника «История Древнего мира» для 5 класса Вигасина, Годера и Свенцицкой.

 Попробуем ответить на несколько вопросов, связанных с изображением.

Что изображено на картинке?

Марафонская битва.

Когда она произошла?

490 год до нашей эры.

Где произошла?

В Древней Греции.

Кто участвовал?

Греки и персы.

Почему они сражались?

Персы вторглись в Грецию, чтобы завоевать её.

Кто победил?

Греки разгромили персидскую армию.

То есть для усвоения даты вам необходимо будет запечатлеть в памяти изображение события и его краткую характеристику. Не обязательно знать имена афинских стратегов и персидских царей, детали вооружения и снаряжения гоплитов и «бессмертных».

Ещё более простой вариант: когда изображение, пусть даже и не очень детальное, даётся в сочетании с датой и событием. Здесь уже присутствует основная часть необходимой информации. И подобрать краткое описание для каждой иллюстрации большого труда не составит. В процессе работы с изображениями вы сможете лучше запомнить даты и заодно потренируете свою память. Та или иная картинка будет ассоциироваться с определённым годом и событием.

В качестве примера приведу изображения с форзаца советского учебника для 4 класса «Рассказы по истории СССР» Голубевой и Геллерштейна, где представлены важнейшие этапы российской истории.

Допустим, вы берёте изображение, где русские воины сражаются с рыцарями, у которых кресты на доспехах. Запоминаете, что это 1242 год, Ледовое побоище, победа новгородцев над Тевтонским орденом. И в дальнейшем каждая важная историческая дата будет прочно ассоциироваться с каким – либо изображением. 

Это лишь один простой пример. В сети вы сможете найти более современные и подробные  исторические таблицы с иллюстрациями.

Применяя такой алгоритм (дата + краткое описание + картинка) вы будете хотя бы элементарно понимать суть события, а не просто механически фиксировать его. И датировка любого важного исторического эпизода будет выглядеть не как бессмысленное число, а как действия определённых людей в конкретную эпоху.

Для подготовки к ЕГЭ в этом плане хорошо подойдёт учебник МГУ по истории России Орлова, Георгиева, Георгиевой и Сивохиной. Он содержит большое количество цветных и чёрно- белых иллюстраций, которые будут полезны для усвоения материала.

Не обязательно использовать в запоминании дат изображения из учебных пособий. Подойдёт любая древняя фреска, средневековая миниатюра, картина или гравюра известного художника. Главное, чтобы вы понимали, что показывает изображение, и могли это запомнить. При наличии большого количества исторических ресурсов в сети найти подходящую картинку не составит труда.

О важности наглядного восприятия могу говорить не только на основе педагогического образования, но и, судя по собственному опыту, поскольку сам с раннего детства запоминал даты именно по такой схеме. Например, взятие Бастилии и начало Великой французской революции у меня до сих пор ассоциируется с обложкой журнала «Костёр», которую ещё в дошкольном возрасте увидел у старшей сестры.

Есть ещё один вариант запоминания дат. Но он требует образного мышления. Не знаю, подойдёт ли он вам, но я его активно использовал ещё в детстве.

Представьте себе всё прошлое, настоящее и будущее человечества в виде некой длинной ленты, наподобие фото или киноплёнки. Каждый кадр в ней – это год. При более пристальном рассмотрении на плёнке можно увидеть изображения. Это события того или иного года.

Для примера приведу игру – путешествие «В путь, друзья!» из журнала «Весёлые картинки». В дошкольном и младшем школьном возрасте запоминал важные даты, ассоциируя их с секторами на карте. До сих пор, когда вспоминаю какие – либо годы из новейшей истории, перед глазами в первую очередь появляется эта игра.

Постарайтесь немного абстрагироваться от детских картинок и обратите внимание, что многие деления, отмеченные на карте разными цветами, совпадают с важными событиями российской истории ХХ века. 17 – 1917 год, Февральская и Октябрьская революции, 21 – 1921 год, начало НЭПа, 29 – 1929 год, начало коллективизации и так далее. При желании эту ленту можно отмотать назад в своём воображении. И в качестве кадров – делений фиксироваться будут уже события более далёких веков.

В общем, старайтесь не ограничиваться исключительно чтением текстов. Больше используйте наглядные иллюстрации. И чаще включайте своё воображение. Понять историю без этого сложно. 

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
22
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Даты сложно запоминать, так как цифры-это абстрактная информация, не имеющая у нас в памяти конкретных образов. Потому мой любимый метод тот, что позволяет запоминать цифры, превращая их в конкретные образы - это ЦБК(цифро-буквенный код). Метод требует подготовки, но в результате ты вспомнишь даты абсолютно точно и быстро. Что делаем?

Шаг первый: каждой цифре присваиваем согласную букву.

0-Н,Л(НоЛь),

1- Р,Ц(Раз, единиЦа),

2-Д,Г(Два, и схожесть при письменном написании на г),

3-Т,З(Три, и написание),

4-Ч,К,Х(Четыре, и буквы с четырьмя "хвостиками"),

5-П,Б(Пять и написание),

6-Ш,Щ,Ж( Шесть и с шестью "хвостиками",

7-С(Семь),

8-В,Ф(Восемь и перевёрнутая восьмерка),

9-М( здесь не очень логично, но можно запомнить как Много или Максимум).

Буквы к каждой цифре можно присвоить по-своему, как вам удобнее, это лишь вариант. Эту информацию нужно запомнить. На практике запоминается очень быстро.

Шаг второй: Мы берём дату или любую другую цифру и превращаем её в СЛОВО(слова), добавляя к нужным согласным только гласные буквы. Например, 1861 год, превращается в РоВ ШаР. Важно, чтобы эти слова имели конкретные образы и легко запоминались.

Шаг третий: Берём созданные нами слова и ассоциируем их с событием, которое запоминаем: ров, шар, отмена крепостного права. Представляем, что крестьяне перелетели через ров на воздушном шаре и стали свободны.

Так можно запоминать и даты и любые другие цифры: коды/пароли/номера телефонов и прочее.

3а4 6е э3о3 4о2 9о60о и75о03о8а3ь 20я 4о2и1о84и 7оо56е0ий)))

6

Гениально!)

0
Ответить
Прокомментировать

Это не запатентованная методика, но мне помогало: тренировала память на даты по электронным часам. Смотришь на время и вспоминаешь: 18:12 - Отечественная война, 16:49 - Соборное уложение Алексея Михайловича, 17:22- Табель о рангах, 19:17 -Февральская революция, и так далее. Понятно, что в силу шестидесятеричной системы тренировать получалось не все, но существенную часть.

2
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить