Ответить
Алина Авдиенко
март 2016.
22932

Почему люди картавят? Чем объясняется это явление?

Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
7 ответов
Поделиться

Читал ранее, как по мне - исчерпывающий ответ.

Картавость сильно мешает человеку в жизни и порой служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Также из–за картавости человек не может работать по некоторым профессиям, где подразумевается четкая дикция, например, работа на радио или телевидении. В чем же причина картавости и можно ли решить эту проблему?

Картавость на языке логопеда – это дислалия. Дислалия сопровождается нарушением произношения звуков при совершено нормальном слухе и сохранном артикуляционном аппарате.

Причин, нарушения произношения очень много:

— На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

— Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

— Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

— Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

— Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычкой есть из бутылочек. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

— Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

— Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка, ведь в некоторых языках, например, французском, «р» поизносится в горловом варианте. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, ил в логопедическую группу, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. Взрослый человек также может обратиться за помощью к этому специалисту. Конечно, исправить картавость во взрослом возрасте намного сложнее, чем в детстве, но это вполне реально сделать.

Я картавила до 14 лет. Ни по одной из вышеперечисленных причин - элементарно не могла понять что надо сделать чтобы кончик языка вибрировал. Примерно как не уметь плавать - видишь как делают другие, а повторить не получается. Занятия с логопедом проблему не устранили, научилась только рычать с большим трудом (лайфхак: надо вытягивать губы трубочкой и делать звук как у детей, которые играют в машинки). Потом самостоятельно ставила себе произношение - читая вслух стихи. Довольно долгий процесс - заняло около полугода.

Ответ Дмитрия верный, но хочется уточнить. Картавость (или по-научному ротацизм) действительно относится к дислалии, но настоящих дислаликов, к сожалению, уже нет. Сейчас все чаще встречаются дети с дизатрией или алалией. Все эти непонятные слова - диазнозы по клинической классификации нарушений речи и данный диагноз ставит невролог, а логопед оперирует другими понятиями. Кто эти звери? Причины дизартрии и алалии - поражения центральной нервной системы. При дизартрии поражены проводящие пути черепно-мозговых нервов, ведущие от головного мозга к различным участкам артикуляционного аппарата (язык, губы, щеки, челюсть), а при алалии поражены собственно речевые центры головного мозга. Поэтому дизатрия (чаще) не так заметна и проще корригируется, чем алалия. 
Основные симптомы дизартрии: нарушения моторики (общей, пальчиковой, артикуляционной) и смазанность речи (каша во рту) из-за того, что ребенок либо не чувствует артикуляционный аппарат, либо из-за нарушений иннервации его мышцы слабые или перенапряженные. Алалия бывает моторная и сенсорная. При моторной алалии усугубляются симптомы дизартрии и собственной речи у ребенка нет потому что ему сложно говорить в моторном плане, а при сенсорной алалии ребенок не слышит речь, для него это все поток неопознаваемых звуков, хотя звукопроизношение может быть сохранно. 
Звук [Р] - позднего онтогенеза, то есть он появляется к концу формирования речи в 5-6,5 лет. До этого момента картавость нормальна. Сначала ставят звуки с нижним положением языка ([С], [З]), затем с верхним положением ([Ш],[Ж], [Л], и только потом [Р]). То есть, если ко мне придет мама с 4-х летним ребенком и попросит поставить "Букву Р" (а так чаще и бывает), то я попрошу ее придти через год-полтора, потому что это будет выглядеть как попытка научить второклассника решать квадратные уравнения - рано, еще что-то простое делать не умеет. 
Если у ребенка нет дизартрии или алалии (просто подарок судьбы) и родители не читали паблики ВК "Сам себе логопед", то постановка занимает пару занятий - показываем, куда ставить язык, учим вибрировать кончиком языка, а не горлом или маленьким язычком, как это чаще делают дети. Далее звук закрепляют на различном речевом материале, если ребенок заменял [Р], то дифференцируем смешиваемые звуки (а заменяют чаще на [Л], потому что артикуляция идентична, за исключением вибрации - сама так в детстве делала). Если же присутствуют неврологические нарушения, то невролог назначает лечение, логопед начинает работу, используя дополнительные приемы, необходимые в соответствии с диагнозом. 

показать ещё 4 ответа