Почему во времена СССР людям навязывался атеизм?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

помимо очевидных философско-мировоззренческих причин (философия Маркса - Атеистическая), были и вполне практические. Религия предлагает человеку смыслы, превышающие даже самые возвышенные земные смыслы. В Советском союзе строилось новое общество, и это "строительство" имело ярко выраженные религиозные оттенки: был свой культ и пантеон (Мавзолей, могилы в кремлевской стене), были свои соборы (съезды КПСС), а главное - своя эсхатология (построение коммунизма - идеального социума и государства). Ничто не должно было претендовать на место идеологии - иначе все бы рухнуло. Можно терпеть не лучшие условия жизни, репрессии и т. д., если веришь, что благодаря этому твои потомки будут жить в идеальном мире, но если ты понимаешь, что идеальный мир совсем другой, ты выйдешь из этой игры. 

И из этого рождается уж совсем практическая причина конкретно по отношению к православию: Церковь слишком долго опиралась на прежний режим, разрушенный насильственным путём. Поэтому ей любить советскую власть по умолчанию было не за что. При этом она оставалась общественным институтом, с которым себя так или иначе связывали миллионы. Варианта бороться с этой пятой колонной было два, и власть успешно использовала оба: 1) не давать дышать - давить, гнобить, осмеивать; 2) прикармливать - позволить провести Собор (при Сталине), давать формальную свободу, но в рамках дозволенного (для этого действовали уполномоченные), вербовать в органы и т.д.

Евгения Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
8
Прокомментировать

Формально религия не была запрещена в СССР. Но запрещалась религиозная пропаганда, и именно по обвинению в религиозной пропаганде пострадало множество верующих людей. Кроме того, в сталинские и отчасти хрущёвские времена верующих часто сажали по надуманному обвинению в контрреволюционной и антисоветской агитации. Причина же негативного отношения советской власти к религии была двоякой. С одной стороны, на это были идеологические основания: господствовавшая тогда марксистско-ленинская идеология считала религию вредным для рабочего дела заблуждением, поэтому религию полагалось искоренять. С другой стороны, становясь верующим, человек в определённой степени обретал дополнительную степень внутренней свободы, что вызывало у властей подозрения, не затевает ли он что-то антисоветское. "Верующий" = "не наш", "верующий" = "подозрительный".

5
Прокомментировать

Как такового формального запрета не было. Тут 2 вещи. С одной стороны, православная церковь как один из институтов павшего царского режима навлекла на себя ту же ненависть и неприятие, что и сам царизм. Церковь безоглядно и некритично поддерживала монархию во всём в обмен на политические и иные дивиденды. Церковь забыла о своей ответственности за смягчение и умиротворение нравов, противодействие насилию и угнетению, защите угнетаемых. Поэтому волна гнева и недовольства надолго тогда оттолкнула церковь от общества. В этих условиях большевикам было очень просто грабить храмы и разрушать их. Но был и второй аспект: Церковь представляла собой альтернативное социальное пространство, где появлялось место для духовной свободы и несогласия, поскольку верующие должны были следовать иному верховному началу нежели генсеку ЦК. Семинарист Джугашвили не мог этого не понимать.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить