Алёна Морока
11 февраля 10:30.
5792

К чему идет искусство? Какое оно будет в будущем?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

У меня есть три гипотезы про то, какую роль в завтрашнем дне будет играть искусство.

Первая связана со сравнением фигуры художника и ученого, искусства и науки. Художник и ученый – фигуры очень похожие. Это два маргинала, которые делают то, что интересно и понятно очень небольшому кругу людей. А рядом происходит настоящая жизнь: собирают хлеб, воюют, добывают золото… И так продолжалось до того, как появилась массовая профессия инженера. Кто такой инженер? Это человек, который, с одной стороны, понимает формулы ученого, а с другой, постоянно думает об этой обыденной жизни. В результате появляются изобретения, технический прогресс, общество переживает индустриальную революцию, и ученый становится одной из ключевых фигур. При этом так же, как и в прошлые времена, ученые продолжают удовлетворять свое любопытство, то есть занимаются исследованиями. Мне кажется, что постиндустриальная эпоха такую же метаморфозу сделает с художественной сферой. Должны появиться некие гуманитарные инженеры, которые хорошо разбираются в искусстве, но при этом все время думают об обычной жизни.

Вторая гипотеза касается города. Две тысячи лет назад город был безопасным местом, это были стены, которые защищали от внешнего врага. Тысячу лет назад это была торговая площадь, куда люди приезжали и меняли товар. В город 500 лет назад стали приходить в поисках работы. Сегодня город – это место и бизнес по обслуживанию свободного времени. За последние 50 лет люди стали втрое меньше работать. Их свободное время стало ключевым ресурсом. Хипстер отличается от быдла не местом работы, а тем, как он проводит свободное время. Тут выясняется, что бизнес по обслуживанию свободного времени во многом связан с искусством. И новая роль художника связана со свободным временем потребителя. Теперь посмотрим, чего хочет город в рамках этого бизнеса по обслуживанию свободного времени? Город говорит: сделай нам такое событие, чтобы оно прогремело во всем мире, чтобы все узнали о нас и приехали к нам! Это полностью совпадает с тем, что является интересом художника. Соответственно, второе мое предположение о будущем заключается в том, что основным партнером людей искусства будет не бизнес, не власть, а территория.

Третья гипотеза посвящена разнице между уникальным и универсальным. XX век про универсальное. Все хотят создать что-то, что тут же масштабируется и может распространиться на весь мир.

А что такое уникальное? В XX веке лидер тот, кто производит профессиональные видеокамеры по цене ширпотреба. Миллионы покупателей, прибыль, успех. В XXI веке лидером будет тот, кто купив эту камеру, снимет сверхпопулярное кино, которое посмотрят уже миллиарды. Уникальное – это сфера, где берется вроде бы одно и то же, а получается разное. Например, строишь одинаковые отели, один в Москве, другой в Черногории, третий в Перми. Абсолютно одинаковые. Но московский приносит доход 12 месяцев в году, черногорский – четыре месяца теплого времени года, пермский – сплошные убытки. Потому что главное – не универсальные качества отеля (количество звезд, наличие сервиса), а уникальное расположение. Мое третье предположение именно в том, что универсальное будет заменено уникальным, массовое производство будет заменено… назовем это, новым ремесленничеством.

Это еще одна причина того, что роль художника в XXI веке совсем другая. Наступает постиндустриальное, постэкономическое время, в котором все сильно поменяется.

Ну и раскрою мой план. Надеюсь он и станет будущим. Ведь будущее нужно не столько угадывать, сколько формировать.

Если мы посмотрим, как происходили изменения раньше, то увидим, что всегда одно место становилось в авангарде. Французская буржуазная революция произошла в конкретной части Парижа, а потом поменялось все вокруг. Силиконовая долина переформатировала весь мир. И моя четвертая гипотеза в том, что Черногория может раньше других стран попасть в это новое постиндустриальное будущее. Стать даже лидером этих изменений. Идеальный климат, маленькая страна, отсутствие промышленности. Это будет передовой «бизнес по обслуживанию свободного времени». 

В 1910 году в Германии вышла книга "Мир через сто лет". В ней различные специалисты предсказывали, каким станет наше общество в 2010 году. Кое-что им даже удалось угадать: к примеру "карманный телефонный аппарат", или - совсем не мейнстримно по тем временам - деколонизацию африки. Но вот когда речь зашла о музыке, то мораль знатока была такой: "В будущем сольные выступления сойдут на нет, и исполнять арии станут хора одинаковых голосов". В целом, это не лишено смысла - на Ютюбе полно видео, где человек, пользуясь современными программами, исполняет пенсю, будучи "хором" из своего голоса. Но сказать, что это - определяющая черта современной, пардон шестилетней давности музыки - хмм...

Считаете ли вы искусством пиксельарт? Лично я - да. Пиксельарт развился из ограничений, связанных с памятью компьютера, но остался как раздели искусства и долгое время после того, как эти ограничения пропали. И даже больше - порой пиксельартовые призведения только маскируются под, скажем, картинки из игр с 256 цветами, а на самом деле используют всю палитру. В качестве примера я не устаю приводить "The Last Door"

Но кто мог подумать, что вот что-то такое станет искусством? Для этого нужно было бы представить всю эволюцию компьютерной техники, затем - ностальгию поколения, выросшего на этих играх, по прошедшим временам, и, наконец, переосмысление в качестве отдельного жанра компьютерных игр в частности и изобразительного искусства вообще. 

А ведь это лишь одна, малая фасеточка всего разнообразия. Подобо науке и технике, искусство развивается во многих, совершенно непредсказуемых направлениях. Сейчас не эпоха возрождения, когда, помимо и вмест с необходимостью угодить заказчику, у него была некая условная цель - достичь максимальной правдоподобности. Этой правдоподобности достигли уже к XV-XVI веку, и с тех пор начались эксперименты по тому, что и как можно опустить, чтобы заострить внимание на другом. К ХХ веку мы имели уже и гиперреализм, и импрессионизм, и кубизм, и примитивизм, и дадаизм... В общем, казалось бы, люди испробовали все экстремумы, но - изобразительное искусство, как искусство переосмысления реальности, подхватывает и трансформирует все без исключения явления мира.

Не будучи специалистом, я рискну-таки предположить, что сейчас, когда виртуальная реальность, пусть и с задержкой лет эдак в двадацать пять, наконец становится всё более доступной простым смернтым, могут появиться работы, так или иначе неожиданным образом её использующие. Но виртуальная реальность - это тоже лишь холст, и что на нём такого интересного и неожиданного "напишут"... если бы я знал, то, наверное, сам бы уже делал.

Нет более неблагодарного занятия чем прогнозирование. Но тем не менее попробую. Чем дальше тем больше будет расти "ностальгия" по СССР. Притом не по реальному СССР, который существовал в действительности, а по мифологизированому, где "Кубанские казаки" и "Подвиг разведчика" вполне реалистические фильмы. Ибо поколение жившие при советской власти будет естественным образом уменьшатся, а молодое поколение будет любить "прекрасное прошлое" всё больше. Живопись соцреалистов 40-50 годов ХХ века будет расти в цене в геометрической прогрессии. Она уже сейчас стоит немеряных денег, а через 10 лет будет стоить в 10 раз больше. Развитие технологий позволит снимать фильмы абсолютно любому человеку. Это будет новый "неореализм" с совершенно бесстыдным проникновением в частную жизнь людей. Ещё более обострится противостояние между религиозной культурой и светской культурой. И камень преткновения будет секс. Я думаю властям придётся узаконить порнографию т.к. её засилие в Интернете уже сняло все запреты, а Церковь будет с этим бороться не на жизнь, а на смерть. Телевидение всё сильнее будет отступать перед Интернетом, но не исчезнет совсем как обещают местные футурологи, а займёт свою небольшую нишу для домохозяек и пенсионеров. Классическая живопись никуда не уйдёт, она по-прежнему будет стоить дорого и будет предназначаться для эстетской элиты. А для народа будет феерия цифровой живописи, которую уже никаким способом будет невозможно отличить от натуральной. Театр будет процветать т.к. живых актёров с их энергетикой и сиюминутным творчеством не сможет заменить никакой электронный носитель. Хотя, я думаю, появятся цифровые театры где всё действие будет нарисовано компьютером. Кино, конечно, разделится на "кино как искусство" и "кино как аттракцион", хотя это уже не пророчество, это уже произошло. Взять хотя бы "Аватар" Кэмерона и "Нелюбовь" Звягинцева, ну разве они относятся к одному виду искусства? В литературе в ближайшие 10 лет не вижу особых изменений. Просто, как и должно быть, появятся новые имена и всё. В поп-музыке произойдёт неизбежная потеря интереса к нынешнему рэпу. Но так как молодёжи во все века нужна музыка что бы плясать и сбрасывать энергию, то это будет что-то наподобии "нового диско" - ритмично и мелодично...вот такая, по моему разумению, нарисовалась картинка будущего десятилетия...

Ответить