Никто Никтович
август 2016.

Насколько обоснованы теории, связывающие квантовое измерение с сознанием наблюдателя?

Измерение происходит только в сознании наблюдателя. Если отвлечься от наблюдателя, то квантовая механика унитарна, коллапса вектора состояния не происходит никогда и все следует детерминированным законам но ненаблюдаемо в принципе.

К сожалению мы не можем жить в этом мире без наблюдений. Выходит, сознание играет решающую роль. Квантовую механику невозможно даже математически сформулировать без присутствия сознания (наблюдателя).

Ответ - Теории более чем обоснованы.

Смотря по какому принципу и являются ли они теориями в научном или бытовом смыслах. Квантовая физика с самого появления столкнулась с проблемой измерения квантовых состояний. Она свелась к роли наблюдателя, к роли сознания экспериментатора и его влиянию на результат экспериментов.

Пока мы не измерили состояние системы, мы описываем его как суперпозицию нескольких возможных состояний и, по квантовой физике, система находится одновременно во всех этих состояниях. После измерения система приводится в одно из этих состояний самим актом измерения.

Измеряет наблюдатель, поэтому встаёт вопрос о его роли и влиянии на судьбу квантовой системы. Это доходит до утверждений, что наблюдатель изменяет состояние системы своим сознанием, хотя роль сознания сводится только к тому, что экспериментатор сначала начинает измерение, а потом фиксирует у себя в памяти его результат.

Да, наблюдатель своими действиями изменяет состояние системы, т. к. измерение — это взаимодействие измеряемого с инструментом измерения. Измеряя параметры макрообъектов (Земли, Луны, муравья, человеческого сердца, галактики) это изменение столь мало, что им можно пренебречь.

Но сознание на это непосредственно не влияет: ни на что, кроме нашего знания о состоянии системы. Пока мы не знаем его, мы описываем его как суперпозицию возможных состояний. А после измерения — как одно установленное состояние.

Известный пример — «кот Шрёдингера»: животное в ящике с капсулой вещества, которая имеет некоторую вероятность самостоятельного вскрытия и «отравления» кота. Пока мы не заглянем в ящик — мы не знаем: жив кот или мёртв; и не знаем состояние капсулы: открылась или нет*. Мы описываем состояние кота лишь в терминах вероятности, как суперпозицию «живого и мёртвого» одновременно (как волновую функцию).

Когда мы откроем ящик, мы узнаем, какое из этих состояний актуально. Оно станет для нас стопроцентно вероятным, а вероятность обратного станет нулевой. Но тут не происходит измерения: капсула открылась или не открылась сама по себе, испустив или не испустив кванты излучения, т. е. произошло «самоизмерение» системы.

В парадоксе Вигнера этот пример доводится до абсурда: даже после открытия ящика и со знанием жив кот или нет, то для стоящего за дверью его состояние останется неопределённым, останется суперпозицией. Волновые (вероятностные) функции описывают не столько состояния объектов, сколько наши знания о них. Потому о нашем влиянии может идти речь только тогда, когда мы непосредственными механическими действиями производим измерение, но это никак не влияние сознания.

Поэтому непосредственное влияние сознания необоснованно. В случае, если бы любое существо, обладающее сознанием, управляло бы реальностью (устанавливало свои физические законы для неё), то во Вселенной творился бы полный бедлам, где вряд ли можно говорить не только о стабильных законах физики и категории «бытие», но и о существовании этого субъекта с его сознанием (так как именно данная реальность его порождает) и о процессе наблюдения вовсе. Поэтому нельзя игнорировать законы физики, ведь без них бытие невозможно.

* В статье Шрёдингера эксперимент в этой части описан так: «…Внутри счётчика Гейгера находится крохотное количество радиоактивного вещества, столь небольшое, что в течение часа может распасться только один атом, но с такой же вероятностью может и не распасться; если же это случится, считывающая трубка разряжается и срабатывает реле, спускающее молот, который разбивает колбочку с синильной кислотой.»

M Fотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии