Anastasia Vozhakova
март 2016.
1630

Если Папа Римский - видимый глава всей Католической церкви, есть ли подобные "должности" среди женщин-монахинь?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

У женщин в Церкви своя иерархия. Где женщины на видных ролях: монашеские ордена и конгрегации, движения мирян, разные советы и академии при Святом Престоле.

Монашеские ордена и конгрегации. Традиционно орденами называют те, что зародились давно - бенедиктинцы, цистерцианцы (бернардинцы), кармелиты, доминиканцы, францисканцы и некоторые иные (иезуиты - условно да, т.к. они не монахи, а монашествующие, и в Oбществе Иисуса нет женской ветви - по легенде, так повелел основатель OИ Игнасио Лойола). Соответственно, более молодые - конгрегации; из женских это, например, евхаристки (сёстры-служительницы Иисуса в Евхаристии), назаретанки (сёстры Святого Семейства из Назарета), сёстры матери Терезы (миссионерки любви) и так далее. В орденах и конгрегациях есть деление на делегатуры и провинции, в которые входят регионы или страны (к примеру, есть российско-казахстанская делегатура у сестёр-евхаристок, и в неё входят все общины сестёр в РФ и Казахстане). Структура получается такая: монахини - настоятельница монастыря - настоятельница делегатуры (в просторечии "матушка") - генеральная настоятельница конгрегации (видимо, "главная матушка"))) В ордене всё интереснее: аббатиса, т.е. настоятельница крупного монастыря, имеет право ношения епископских инсигний или регалий - перстня, креста, на Литургии также митры (головной убор епископа) и пасторала (епископский посох с загнутым верхом); при этом аббатиса всё равно не имеет права совершать таинства, так как священство возможно только для мужчин (и это не дискриминация, а дар от Бога. вряд ли кто станет говорить, что талант к живописи лишь у некоторых - дискриминация иных, или что способность женщин к беременности и деторождению - дискриминация мужчин).

Движения мирян. Наиболее известны Неокатехуменальный путь, движение фоколяров, Comunione e liberazione (Общение и освобождение). Oснователем Неокатехумената считается полуграмотный испанский художник Кико Аргуэльо, и обычно забывают про его соратницу Кармен Эрнандес. Говорят, при утверждении устава движения в Ватикане она спорила с Папой: зал, перед собравшимися сидит Иоанн Павел II, уже тяжело больной и малоподвижный, кто-то из чиновников Римской курии зачитывает утверждённый документ, Кармен встряла с поправкой раз - на неё покосились, встряла второй раз - зашикали, на третий раз не выдержал уже Папа - стукнул ладонью по подлокотнику и сказал "Roma locuta, causa finita" (Рим сказал - вопрос закрыт). И не вышло у Кармен изменить что-то по своему желанию :) Движение фоколяров основала итальянская учительница Кьяра Любич (или Любик, разные варианты используются - Lubich), и в уставе движения прописано, что президентом движения всегда будет женщина. После смерти Кьяры в 2008 г. её преемницей выбрали Марию Воче по прозвищу Эммаус. Со-президентом движения (нечто среднее между вице-президентом и сопредседателем) согласно уставу всегда избирается священник из числа членов движения.

А о женщинах в руководящих органах Церкви рассказало Радио Ватикана: radiovaticana.va

Кстати, это всё не учитывает помощниц Папы Римского! К примеру, мать Паскуалина Ленерт (Pascalina Lehnert) была правой рукой Папы Пия XII. O ней и о домоправительнице Бенедикта XVI госпоже Ингрид Стампа (безбрачной мирянке из движения Comunione e liberazione) кратко здесь: benediktxvi.ru Oтдельно о госпоже Стампа: benediktxvi.ru O служительницах Папских покоев, которых возглавляет фрау Стампа: benediktxvi.ru

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7

Иван, мне кажется, что аргумент про дар не очень убедительный. Если мы рассматриваем совершение обрядов как следствие от таинства священства, то возникает вопрос, почему католическая церковь отказывает женщинам в этом таинстве? То есть изначально предполагается, что бог из семи таинств женщинам отказывает в одном и именно в том которое связано с церковной структурой. Если использовать вашу аналогию, что да кто-то умеет хорошо петь или рисовать, а кто-то нет, но в данном случае мы видим что женщинам запрещай брать в руки краски или открывать рот. На мой взгляд гораздо логичнее это связать не с божьим промыслом, а с патриархальной культурой, которая господствовала в эпоху зарождения и развития христианства. Поэтому отказ женщинам в том, чтобы быть священниками это поддержания откровенной дискриминации.

Еще в качестве аргумента можно вспомнить письмо Умберто Эко и ответ на него и ответ кардинала Мартини суть которого сводится к тому, что мы не очень понимаем что делаем но будем делать это и дальше.

+2
Ответить

Ну, кардинал Мартини вообще не авторитет в этом и многих других вопросах - он и аборты поддерживал, хотя не должен (Церковь ясно говорит, что аборт=убийство, и не то, что любой кардинал, а и любой простой христианин это хорошо знает). Не согласен насчёт красок, это не вполне корректно, как и сам мой пример с талантом; способность к деторождению - более подходящее сравнение. Мужчины дискриминированы тем, что не могут беременеть и рожать?

У лютеран и англикан есть пасторши и епископши - кому это так надо, пусть идут в те общины; а если человеку важны общение с Богом и Евангелие в виде фундамента - есть католичество и православие. Верующие редко что-то такое требуют, поскольку в Церкви не для этого находятся. Ну и вот есть в этом монастыре свой устав, зачем же посторонние люди со своим лезут?((

0
Ответить

Нет, не дискриминированы, поскольку деторождение есть результат эволюции, которая шла миллионы лет. При этом женщина изначально имеет, за исключением патологических случаев, органы необходимые для деторождения. А чтобы стать священником необходимо пройти определенную процедуру, решение о которой принимает человек. То есть нет же такого человека который, например подходит к другому человеку и говорит, ты можешь рожать, а ты нет и первый получает матку и яичники, а второй нет. 

Вот как раз Эко справедливо ставит вопрос, на основании чего Католическая церковь придерживается именно этого устава? Это происходит в силу традиции или есть догматические установки на этот счет? 

+1
Ответить
Ещё 7 комментариев

И то, и другое. Традиция ещё от израильского священства, а догматическая часть в том, что и Христос, и апостолы все до единого были мужчинами - мужчин Иисус выбрал учениками, мужчин назначил распространителями Своего учения. (Конечно, в первые века были диаконисы, но это никак не было связано со служебным священством.)

А так, все крещёные - священники, пророки и цари по факту своего крещения. И мужчины, и женщины - все.

И когда эти мартини, даннеелсы, цолличи и прочие касперы подняли голос за рукоположение женщин, Иоанн Павел II поставил в этом вопросе точку - Церковь не имеет такого права. Roma locuta, causa finita; и даже Франциск это признаёт - после слов Иоанна Павла добавить нечего, вопрос решён навсегда.

0
Ответить

"«Только крещеный мужчина (vir) может законно получить святое рукоположение». Господь Иисус избрал мужчин (viri), чтобы образовать коллегию двенадцати апостолов, и апостолы затем делали то же самое, выбирая себе сотрудников, которые станут их преемниками в исполнении их миссии. Епископская коллегия, с которой пресвитеры соединены в священстве, делает присутствующей и осуществляет - до возвращения Христа - коллегию двенадцати апостолов. Церковь признает себя связанной этим выбором Самого Господа. Поэтому рукоположение женщин невозможно.

Никто не обладает правом получать таинство Священства, потому что никто не может присваивать самому себе эту должность. К ней призывает Бог. Тот, кому представляется, что он распознает в себе знаки Божиего призвания к священству, должен смиренно предложить свое желание на рассмотрение церковных властей, которым принадлежит ответственность и право призвать человека принять Священство. Как всякая благодать, это таинство может быть принято только как незаслуженный дар" (Катехизис Католической Церкви, 1577-1578).

0
Ответить

Декларация «Inter insigniores» в которой разменяется данное положение Катехизиса весьма любопытное чтение, которое действительно сводится к тому, что в Новом завете все апостолы мужчины. В таком случае можно признать Христа, прогрессивным по меркам того времени, но сексистом. Да я к женщинам отношусь хорошо, но вот в ученики их не возьму. Такой вот стеклянный полоток получается. 

+1
Ответить

Хотя в целом, можно согласится с позицией Умберто Эко. 

"После всего сказанного нетрудно понять, что человеку светскому, пытающемуся понять, почему Церковь одобряет или осуждает то или другое, нелегко приходится. Если я приглашаю на ужин иудея-ортодокса (среди моих американских коллег — преподавателей философии языка — таковых немало), то из вежливости заранее интересуюсь, что он хотел бы видеть на столе. Однако это не мешает мне расспрашивать его о кошерной кухне: мне ведь хочется понять, почему он отказывается от еды, которую, по моим понятиям, можно есть даже раввину. Так что, мне кажется, светский человек имеет право спросить у папы, почему Церковь против контроля рождаемости, против абортов, против гомосексуализма. Признаю, ответ папы, — по крайней мере, в части строгого истолкования Crescite et multiplicamini [плодитесь и размножайтесь], — имеет смысл. Я мог бы написать статью и предложить альтернативное толкование, — но, пока Церковь не согласится с моей интерпретацией, стило схолиаста остается в ее руке".

0
Ответить

А жизнь вообще несправедлива) одним всё удаётся, другие всё время сталкиваются с препятствиями, есть писаные красавицы, есть инвалиды, и никакого равенства и равноправия не существует, все разные во всём. Что поделать.

0
Ответить

Это да, светскому человеку, заглянувшему в это милое учреждение извне, тяжко приходится) как и всем тем, кто внутри, когда им посторонние навязывают своё видение и свои правила...

Вот только Эко был всё же не посторонним человеком, он хорошо знал этот своеобразный церковный мир.

0
Ответить

но при этом мы же должны делать, чтобы люди с инвалидностью испытывали минимум неудобств, а красавцы не становились куском мяса в глазах других людей. Действительно физически люди разные, но социально мы должны преодолевать и нивелировать различие. А то так оно начать делить людей, например, по форме черепа или длине носа. 

0
Ответить
Прокомментировать

Главой женского католического монастыря является аббатиса и это является вершиной карьеры в рамках Римской Католической церкви. При этом важно отметить, что в католицизме женщина не может быть священников и следовательно стать, епископом, кардиналом и папой. Даже отправлять религиозные обряды она не может, поэтому в монастырях это делают приглашённые священники. Традиционно это обосновываешься, что священник есть воплощение Иисуса в он был мужчиной поэтому только мужчина может его замещать. В православии ситуация аналогичная, а вот некоторые протестанты разрезают женщинам становится священниками. Но поскольку у протестантов нет четкой иерархи то и не может быть и главы.

0
Прокомментировать
Ответить