Можно ли выявить отличия суннитского фундаментализма от фундаментализма шиитского? Какой радикальнее, например. Можно ли говорить о разных фундаментализмах?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Суннизм наиболее близок к исламскому фундаменту. Сунниты опираются жестко на Коран и Сунну. Шииты же признают «доводы разума» в трактовке Корана. Шииты позволяют своим «авторитетам» толковать слова и поступки «пророка». В истолкование включены высказывания имамов — то есть там есть сильные авторитеты. Фетвы шиитских авторитетов более обязательны к исполнению — шиитами легче управлять и контролировать их.

Шиизм в основном представлен имаматами (шииты-двонадесятники), а так же зейдитами, алавитами, друзами, исмаилитами и др. (алавиты, друзы, исмаилиты сильно отошли от фундаментального ислама. Друзов часто считают отдельной религией)

Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда «может принадлежать исключительно его прямым потомкам — детям, внукам, правнукам Али и Фатимы. Шииты-имамиты верят, что таких наследников — имамов было 11, начиная с Али, а 12-й по имени Мухаммед аль-Махди в конце 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха «справедливости и благоденствия». «Скрытый имам» считается руководителем шиитов. Для шиитов характерна иерархичность и авторитет имамов (мнение имамов по любому религиозному или политическому вопросу — это истина последней инстанции). У суннитов окончательное решение достигается общим согласием («иджма») богословов и других авторитетов. В отличие от шиитов, более прагматические сунниты согласны признать любого халифа, исполняющего «волю Аллаха» (т.е выступают за избанность халифа, а не наследование власти прямыми потомками Мухаммеда).

Политический раскол возник вскоре после смерти Мухаммеда (632) Шииты («шиа» — группировка) считали незаконной передачу власти Абу-Бакру и считали, что власть должна была перейти к Али ибн Абу Талибу — ближайшему родственнику Мухаммеда.

В формировании шиизма сыграл роль национальный фактор. Среди сторонников шиизма непропорционально много представителей неарабских народов, а также народов, входивших в сферу влияния средневековой Персии. Шииты — меньшинство в исламских странах, часто гонимое. ~15% от общего числа мусульман. Поскольку исторически шииты часто поддавались гонениям, для них характерен культ мученичества.

Сунниты — подавляющее большинство современых магометан (четыре мазхаба — ханафи, малики, ханбали и шафии; а так же салафиты)

Шииты не признают большую часть соратников Мухаммеда и обвиняют их в двуличии, лицемерии, а часто даже в неверии (считают их кафирами), они отвергают хадисы, переданные этими людьми. Суннитские сборники хадисов Бухари, Муслима, Насаи и т.д. шиитами признаются только в той степени, в которой они отвечают шиитским условиям «достоверности».

Сунниты питают уважение к «праведным халифам» и соратникам Мухаммеда, ссылаются на их рассказы о Мухаммеда (и на изречения (хадисы) Мухаммеда, переданные через них). Шиизм (за исключением зейдизма) считает Абу Бакра, Умара и Усмана захватчиками власти. Критикуют их и некоторых соратников Мухаммеда. Все шиитские ученые считают только Али самым лучшим из мусульман.

Шииты признают заключение временных браков (мутъа) наряду с обычными. Сунниты как правило не признают временные браки, хотя наложницы-рабыни, в некоторых случаях упрощенная процедура разводов по сути является альтернативой мутъа

С самими шиитами как правило меньше проблем, т.к. они не связаны с Саудовской Аравией и прочими салафитами и стоят в некой оппозиции к арабо-магометанскому шовинизму (Саудовская Аравия и ее сателлиты). У шиитов как правило национальное самосознание более выраженное, чем у суннитов. У шиитов хватает своих заморочек, но в целом они не так брутальны, как сунниты. В свое время шииты тоже натерпелись от своих более радикальных собратьев (суннитов).

К слову, подавляющее большинство известных исламских террористических организаций — суннитские: Исламское государство, Абу Сайяф, аль-Джижад аль-Ислами, аль-Каида, Ансар аль-Ислам, аш-Шабааб, Боко Харам, Джамаат уль-Ансар, Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи, Джейш-аль-Мухаджирин уль-Ансар, Джемаа Исламия, Джубхат ан-Нусра, Имарат Кавказ, Исламское движение Узбекистана, Ихван аль-Муслимин, Лашкар-е-Тайба, Раджа Сулейман, Риядус-Салихийн, Талибан, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами и т.п.

Ну, а с т.з. шариата разница непринципиальная — джихад, «дружба и непричастость», смертная казнь за отказ от ислама, статус людей второго сорта для немусульман под властью ислама, дискриминация женщин и т.п. — все это есть и там и там

Ответить