Sergey Fedotov
март 2016.
162

На сколько точно до XV века могли определить календарный год? Был ли тогда високосный год? Нет ли искажений по датам известных исторических событий?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Не совсем понятен сам вопрос. Вероятно, Вас интересует, как до XV века измерялась продолжительность года и велось летоисчесление?

В таком случае, сам XV век, да и вплоть до века XX, ничего качественно не поменялось. Года, в отличие от суток, не имеют некой общей значительной константы (точнее, наверное, эта константа столь велика, что время существование человечества абсолютно незначительно). Т.е. выйдя в поле даже сегодня обладая всеми знаниями человечества о движении космических тел, Вы все равно не сможете сказать, что ныне у нас 2016 год. Потому что само число 2016 - условно.

Продолжительность года (а точнее время смены природных циклов) человечество умело измерять с самого своего основания. Собственно, для древних людей "год" был необходим, чтобы готовым к новому циклу, а вопрос был только в том, насколько точными были сами вычисления протоастрономов. То, что это было неимоверно трудно, свидетельствует разнообразие календарей (солнечный, лунный, звездный и их сочетание), которые были выработаны человеком путем наблюдения за своим окружением и небом. И чем больше усложнялся уклад жизни человека, тем точнее требовалось рассчитать продолжительность "года". Количество 365 полных суток в году появилось довольно рано, как и осознание, что их на самом деле больше. Все астрономические знания были крайне важны, особенно для оседлых культур. Носители этого знания, вероятно, имели высокий статус в обществе, и из них, возможно, произошло жречество. Все это мы наблюдаем во всех древних цивилизациях и всех культурах. Яркий пример - Небесный диск из Небры (нем. Himmelsscheibe von Nebra) - хороший образец календаря, по которому можно определить время посева и жатвы, наблюдая за положением и формой Луны по отношению к Плеядам.

То, как решались проблемы продолжительности года, летоисчесления и т.д., уже зависит от каждого региона. В основном, это определяли местные духовные авторитеты (они же носители знания), а позже - светская власть. Количество календарей и систем летоисчесления не пересчитать. Но многие полидисциплинарные исследования различных, особенно древних, календарей показывают, что они были достаточно точными, по крайней мере в пределах погрешности, незначительной для человека (но значительной, скажем, для современных астрофизиков).

Главная проблема была не в том, что раньше не умели высчитать праивльно продолжительность года, а в том, что "фактическую" (для общества) продолжительность устанавливали люди. В 46 году до н.э. Юлий Цезарь вводит новый общий календарь для всей Римской Империи, названный в его честь, который включал 11 месяцев по 30 и 31 день и один бывший "вставной" месяц в 28-9 дней. Этот календарь должен был положить конец достаточно пагубной практике определения года Сенатом ("вставной" месяц как раз Сенат и определял когда вставить по своему усмотрению). При этом, уже тогда было понятно, что год измерен неверно (365,25 суток) и планировалась новая реформа, на которую однако так и не решились, да и авторитетные астрономы тогда долго спорили. А после смерти Цезаря и возвышении Октавиана Августа календарь приобрел современный вид, когда все месяцы перемешанны.
Важное о скидочных картах Как воспользоваться скидочной картой в любом магазине, если забыл ее дома или потерял?Как предпринимателю сделать так, чтобы покупатели пользовались его картами?Дают ли скидочные карты какую-то выгоду? Или это просто видимость скидок?Задавайте вопросы экспертам

Далее были темные времена для великих реформ и астрономических расчетов, пока все немного не устаканилось, что совпало с "Возрождением", "Великими географическими открытиями" и т.д. Как не странно, поводом к новой реформе в 1582 году стала проблема, что день Весеннего равноденствия (с которым свзязаны практически все христианские переходящие праздники), постепенно перемещался к лету (на тот момент он был уже на 10 дней "позже", чем должен был). Чтобы это исправить, понадобилась булла Папы Римского Григория XIII (как видим, духовные авторитеты все еще определяли "продолжительность времени"), которая была основанна на новых расчетах (тем самым "узаконив", придав им авторитет), которые сами, на самом деле, тоже не очень точны. В России новый григорианский календарь был принят только в 1917 году после революции (к тому моменту сдвиг был уже на 13 дней).

Сам XV век, с чего я начал, ничего качественно не поменял ни в технологии расчета, ни в технике. В это время скорее появился интерес ко "времени", причем к точному, ну и как-то "повышается" любознательность европейцев к окружению. Появляются первые механические часы (которые еще долго не будут играть никакой повседневной роли), позже появятся инструменты для более тщательного наблюдения за космосом, а также станет понятно, что время на разных участках земли - разное (будут введены часовые пояса, которыми, как ни странно, распоряжается не "природа", а государство. Вспомните недавние реформы Медведева). Более того, время зависит не только от долготы, на которой находишься, но и от широты, что приведет ближе к нашему времени понятие "тропический год", который как бы "идеальный".

Что касается второй части вопроса - есть. Чем древнее источник, тем непонятнее станет, как соотнести их с нашим летоисчислением. Но и эта проблема решается. Для этого существует вспомогательная (специальная) историческая дисциплина - "Хронология". По ней могу рекомендовать учебное пособие Елены Ивановны Каменцевой. Оно старенькое, но покажет все трудности и их решения связанные с переводом дат на совеременный календарь.

Сразу отмечу, что во многих, если не большинстве, исторических источниках исторические даты - условны. Часть ставилась задним числом, часть "приближали" весьма осознанно к знаменательным событиям. Да и сегодня мы наблюдаем те же явления, к примеру, нам кажется, что в 13 число (особенно пятницу) ничего хорошего произойти не может, лучший день недели - пятница и т.д. Так ли уж важна конкретная дата какого-то события? Ревезионизм в этой области требует очень серзьезного основания (хотя бы с размер книжки, которую я посоветовал) и источниковедческого образования, и врядли приведет к некоему особому понимаю тех событий. Пример крайне сомнительной и неудачной ревизии - "Новая Хронология" Фоменко.

Максимилиан Алёшинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
Прокомментировать
Ответить