Ghost in the shell
Nikolay Ivankov
февраль 2016.
1722

Есть ли будущее у жанра киберпанк? Каким вы его видите?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
10
5 ответов
Поделиться

Являюсь большим фанатом данного жанра и вот что я скажу-"Тот самый" киберпанк уже совсем не тот. Начну с того, что в большинстве своем люди путают киберпанк и научную фантастику в плане идеи. Киберпанк в своей истинной сути, изображается в виде не очень далекого и очень мрачного будущего, где чаще всего миром правят корпорации , от загрязнений не видно солнца , дискриминация со стороны элиты с кибер-имплантациями и обычных людей , нуар, тоталитаризм , а к сети подключено все и вся. High tech-low life. Но это лишь общая картина, на которой в первую очередь должны задаваться и раскрываться философские вопросы трансгуманистического характера. Как долго человек остается человеком, заменяя свое тело механизмами? Готово ли человечество к тому, чтобы взять роль бога на себя? Можно ли считать ИИ живим? И в таком духе. "Снятся ли андроидам электроовцы"(и снятый по нему "Бегущий по лезвию", "Призрак в доспехах " именно этим и цепляют.
Сейчас же киберпанк все больше и больше узнается людьми как арты с анимешными девушками-киборгами. И это печально.
Поэтому я хотел бы видеть чтобы то, что носит на себе тэг "киберпанк", заключало в себе в первую очередь идею . Ведь киберпанк-наиболее вероятная ,как по мне, картина будущего. Было бы приятно увидеть это все в новой обертке.
Хотя это не значит , что киберпанк умер окончательно. Например серия игр "Deus ex" абсолютно подходит под все каноны. Насчет фильмов и книг точно сказать не могу. Так что хочу верить, что жанр воскреснет "тем самым" ну или переродится, оставив в себе то, что делает киберпанк киберпанком

15
-1

Абсолютно с вами солидарен. И кстати да, киберпанк скорее таки да, чем нет - крайне советую последнюю книгу Дэна Симмонса "Флэшбэк", расцениваемую мной как оммаж всему жанру в целом и Уильяму Гибсону в частности.

+1
Ответить
Прокомментировать

Разумеется, нет. Киберпанк в общей сложности просуществовал около семи лет: с 1983/84 по 1991 (плюс, у каждого отца-основателя можно выделить собственную точку отсчёта). С выходом неутешительный статей первооткрывателей - Льюиса Шайнера и Брюса Стерлинга киберпанк de jure прекратил существование в литературе.

Разумеется, в иных сферах искусства будущее у него есть, но настолько туманное, что сегодня достойным киберпанк-контентом может похвастаться лишь среда настольных игр и музыки. Представители от анимации, кинематографа и компьютерных игр остались в прошлом веке.

Но если мы признаём факт исчезновения киберпанка, то внезапно обнаруживается, что он переродился в новую ступень в научной фантастике - информационную, где балом правят Нил Стивенсон, Иган Грэг, Вернор Виндж, Рэки Кавахара, Тэд Уильямс, Эрнест Клайн и все те, кто призрел в своё время идеи Движения (Гибсона, Шайнера, Ширли, Стерлинга, Рюкера) - очеловечивание персонажей, моральный релятивизм, увлекательное повествование, необычный языковой стиль и неонуарный шарм, - сделал ставку на научность и в итоге оказался на коне. Так что будущее у киберпанка, как и ранее у научной фантастики Новой волны (Балларда, Эллисона, Дика), определённо есть и оно в наших с вами руках. Как там у Стерлинга?

"Но 90-е не принадлежат киберпанку... 90-е принадлежат новому поколению, выросшему в 80-е. Удачи вам. Я не знаю, кто вы, но я знаю, что вы существуете. Вставайте на ноги, ловите момент. Танцуйте на столах. Пытайтесь добиться успеха, это возможно. Я знаю. Я там был."

1
0
Прокомментировать

Основной идеей жанра киберпанк является не столько классные технологии, сколько социальный фактор, то, как эти технологии влияют на мир и на человека: High Tech, Low Life. 

Вообще, стоит сделать небольшое отступление от темы. Существует такое, скажем так, противостояние идей в культуре - Романтизм и Просвещение. Интерпретировать можно по-разному, я ориентируюсь на то, как это противостояние описано на ТВТропах. В чём суть. Романтизм придерживается идеи, что наука, технологии и рационализм не способны познать мир, не принесут человечеству счастья, а только лишат нас души или что-то в этом роде, и поэтому нам нужно быть "ближе к земле", проще, как всё было раньше. Просвещение же, наоборот, считает, что именно прогресс, разум и рациональность приведут нас в светлое будущее. Моё мнение на данный счёт всем безразлично, но всё равно скажу, что мне идеи Просвещения ближе, и поэтому я могу быть немного небеспристрастен в этом ответе. 

Киберпанк в своей сути - чисто романтический в такой терминологии жанр. Технологии могут быть, а могут и не быть причиной упадка общества и жизни. 

Но вот в чём дело. High Tech уже здесь. А вот Low Life... В общем, у нас есть какие-то элементы и технологии киберпанка - мегакорпорации типа гугла, хакеры, даже в какой-то ограниченной степени нейроинтерфейсы. Но это не привело, как опасался киберпанк, к антиутопии. Конечно, совсем до технологий киберпанка нам ещё далеко, но мало смысла пугать читателя тем, что в какой-то степени есть у него по соседству и не особо ему угрожает. 

На смену киберпанку постепенно приходит посткиберпанк (который поклонники киберпанка часто считают не трушным) - только High Tech, а Low Life не подвезли.

2
-1
Прокомментировать

Мне кажется, что люди начинают уставать от киберпанка. Это не значит, что он уйдёт совсем, а скорее его станет меньше или он выльется во что то новое.

Киберпанк, который в кино стал появляться во времена освоения космоса, показывает возможное будущее, потрясающие новые технологии и возможности не только воображаемой вселенной но и кинематографа. Тонны спецэффектов одна из важнейших частей таких фильмов, ведь они подчёркивают важность современных открытий. Самые древние фильмы о похищенных злыми марсианами белокурых красавицах скорее привлекали зрителя крутыми роботами, суперкомпьютерами и приключениями на других планетах, чем потрясающими сюжетами. Сейчас студии зовут посмотреть на прекрасных тысчерогих инопланетян, столкновение планет и дизайнерские космические корабли. Смысл особо не изменился.

Но потихоньку зритель перестаёт удивляться работе художников. Ещё лет пять назад ребята бежали на каждый фильм о далёком будущем, космосе чтобы посмотреть на красоту. В прошлом году я с друзьями не сходила ни на один фильм подобного рода. И не хочется. Идеи стали повторяться, инопланетные красоты уже не поражают воображение. Хочется сюжета, истории, хороших персонажей. Рано или поздно это поймут и крупные студии. А раз не будет потребности показывать достижения современной науки, не будет необходимости всё оформлять в стиле киберпанка.

Сейчас набирает обороты стимпанк. Он неплохо вяжется с фэнтези.

С играми история другая. Игры всё ещё развиваются и очень сильно зависят от своих технических возможностей. Отлично можно прихвастнуть красотой отражений и качеством света скажем... в полуразрушенном городе далёкого будущего, где куча ламп, деталей, мрака, шевелящейся травы, роботов и прочего. Ну и конечно понаблюдать за механизмами, у которых каждый поршень шевелиться, каждая лампочка мигает тоже очень приятно, благо пялиться на них можно пока не надоест. Скорее всего сюда перейдут художники из кино, которые хотят показать каждую деталь своего творения. Ну и геймплей тоже влияет на выбор стиля, ведь фишки вроде портальной пушки, манипулятора воспоминаний и лазеров лучше всего смотрятся с киберпанком. Даже не знаю куда повернут игры дальше - уж слишком молодое искусство.

2
-1

Спасибо за ответ.

Мне кажется, мы под словом "киберпанк" понимаем несколько разные вещи. Киберпанк - это не только и не столько роботы и суперкомпьютеры, и необязательно космос. Космос - это скорее признак раннего киберпанка, вроде трилогии Гибсона, и служит там, скорее, для маскировки под обычную фантастику 80х, которая не могла существовать без космоса. Роботы были известны давно. 

Киберпанк же как жанр поднимает в первую очередь проблему трансгуманизма: где кончается человек, и начинается машина. Подобные произведения существовали и раньше - навскидку, это и "Робот-зазнайка" и "Вальхалла" Азимова, и фантоматы и "Существуете ли вы, мистер Джнос" Лема. Но киберпанк начинается не с них, а с Гибсона, соединившего эти идеи с эстетикой тёмного города и... как бы это назвать... не-утопией будущего. В целом, многие считают его поджанром нео-нуара, пусть и определение самого нуара весьма расплывчато.

Другое дело, что я также считаю жанр вырождающимся, но по другим причинам - киберпанк, пусть мы и не записываем людей на чипы, уже в целом из фантастики стал современностью, и проблемы на время либо потеряли акутальность, либо набили оскомину.

Что касатеся стимпанка, то я увлекался этим жанром всерьёз уже довольно много лет. Но, по-моему, он уже тоже начинает вырождаться. Эльфы, зомби, автоматоны... как-то это уже набило оскомину. Опять таки, я наверное, покажусь снобом, но из этого жанра мне опять-таки ближе Гибсон и real-steampunk.

+4
Ответить

Николай, а посоветуйте интересных произведений почитать! Кроме уже упомянутых. Иногда хочется что-то почитать, а фантастика с лазерами как-то слишком просто. Киберпанк/нуар были бы в самый раз

+2
Ответить

А знаете в чём прикол, Максим. Я даже не знаю, что посоветовать, потому что умею лишь маскироваться под знатока жанра :)

0
Ответить
Ещё 3 комментария

Николай, я скорее смотрела тут на кино и игры - те виды искусства, где есть визуальная составляющая. Понятно, что книги не могут похвастаться спецэффектами и им приходится выживать за счёт сюжета :) Но я с вами согласна, что половина из всего этого уже становится реальностью и переходит из фантастики в область холиваров.

Максим, а комиксы вас не интересуют? "Сага", "Ex Machina" может понравиться. Да вообще в комиксах популярен нуар и киберпанк.

+1
Ответить

В кино - с ним я больше знаком - опять-таки киберпанк per se появляется только к началу восьмидесятых. Там те рамки, о которых я писал для литературы, особенно работать не будут, потому что иначе туда не включишь, к примеру, "Трон" (недостаточно мрака и саспенса). Но тем не менее, даже "Бразилия"(которую к киберпанку можно отнести с весьма большой натяжкой, потому что это всё-таки скорее ретрофутуризм уже) - это только восьмидесятые.

Просто вот в 90е у нас был GitS, Матрица, Джонни Мнемоник, в нулевые ещё что-то вроде было. А вот последним хорошим киберпанковым фильмом, который я видел, был разве что "Чаппи". К киберпанку относится, к примеру, "Превосходство", но о нём как-то вспоминать не хочется, лично я полфильма ржал над ляпами.

+1
Ответить

А еще отличная игра "Deus Ex: Human revolution"

+1
Ответить
Прокомментировать

Киберпанк потихоньку уходит в прошлое. Он не стал немоден, нет, хотя часть аудитории он, несомненно, потерял из-за банального "приелось". Проблема в его позиционировании. 

Киберпанк предполагает, что технологии в описываемом будущем не просто высокие-они невиданные. Это что-то такое, чего нет сейчас. Но что может измыслить наша фантазия? Множество видов новых бомб, суть которых сводится все к тому же, космические перелеты, нейроимпланты? Бомбы мы уже видели. Перелеты с каждым днем становятся все реальнее, вполне возможно, что это вопрос десятка-другого лет, имплантация также существует в наши дни. Не хватает глубины нашей фантазии чтобы выдумать технологию, не обсуждавшуюся доселе. клонирование, лазеры, роботизация, имплантирование, генетическая селекция-все это уже на пороге и тянет руку к двери нашего дома. 

Именно поэтому тема киберпанка становится неактуальной-мы все уже видели. На смену ему, на мой взгляд, может прийти стимпанк-прошлое, к которому мы в обозримом будущем вряд ли вернемся. Там остался широкий простор для полета фантазии, дающий пищу многим и многому.

0
0
Прокомментировать
Ответить