Sanzhar Beksultanov
февраль 2016.
1860

Действительно ли детство в большей степени определяет дальнейшее поведение человека во взрослой жизни?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
7 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

В психологии есть множество направлений, и, в зависимости от того, к каким из них психолог тяготеет, ответ на ваш вопрос будет отличаться.

Традиционно школы, близкие к психоанализу, психодинамике, придают первым годам жизни крайне большое значение. В популярной психологии на основе этих течений это трансформируется в "всё закладывается до пяти лет", "после трёх уже поздно", и т.п.

Многие другие подходы куда более оптимистично-пофигистичны. В том плане, что человек развивается всю свою жизнь: и волей-неволей, и уж тем более когда этого хочет. Что психика детей очень пластична: попробуй ещё "травмируй", дети в этом плане существа сильно живучие. И что никогда не поздно устроить себе счастливое детство)

На самом деле это была большая еретическая революция в практической психологии: фигли копаться в прошлом, давай-ка, хочешь чего? - Ну и делать давай, а не вспоминать, что там с тобой 30 лет назад приключалось!

Ну, психология так и развивается, от самого Фрейда, - еретики дерзко бунтуют, и становятся солидными классиками, и дерзко бунтуют новые задиры...

Лично мне ближе позиция, что детство важно, но чаще всего ничего там особо фатального не происходит. Скорее, попросту человек получает какие-то модели, часто не самые удачные, и недополучает некоторых удачных моделей (поведения, отношения, построения отношений).

Но это скорее не "проблема нищасного детства", а нормальная задача развития: постановки задач, обучения, тренировки, - для подростка и тем более взрослого человека.

12

А как же трансактный анализ? Там тов вообще говорят, что ребёнок до 3-ёх лет программируется на всю оставшуюся жизнь, и живёт по сценарию, который ему прописали родители, внушая установки победителя или неудачника? Как вы к этому относитесь?

+1
Ответить

Дадада! Я и говорю о склонности аналитических школ психологии придавать периоду детства ключевое значение для последующей жизни. 

Мало того, в гештальт-подходе, при всем бунте Перлза против психоанализа, и сфокусированности на здесь-и-сейчас, связи с психоанализом на сегодня полно. И тихой сапой делаются похожие вещи, - только с перемещением фокуса на настоящее и переживание прошлого как чего-то, актуального для клиента именно теперь.

Но это всё интересный разговор о подробностях.

Главное - что подходов во вполне серьёзных, сложившихся школах психологии на сегодня к роли детства много, и единственно признанного среди них нет. Выбирай на вкус!))

0
Ответить
Прокомментировать

Да, есть определенные биологические механизмы, даже нейробиологические: чем больше болезненных переживаний в детстве, тем жестче фиксируются нейронные связи в мозгу, которые создают определенное поведение (это касается не только людей, но и животных: посмотрите, как ведут себя животные, с которыми жестоко обращались). В случае с человеком нейропсихоанализ позволяет изучать, как эти "патологические" связи могут меняться, становиться менее жесткими (т.е., условно, человек уже не будет автоматически бросаться на кого-то с кулаками, а сможет выбрать оптимальную линию поведения). Чем выше осознанность своего поведения (а при невылеченных травмах осознанность низка) - тем свободнее можно выбирать, какую жизнь проживать.

10
Прокомментировать

В первые шесть лет жизни в ребенка закладываются основные привычки и стратегии поведения. Он подражает людям, которые его воспитывают. Ярким доказательством этого факта являются "дети-маугли". Психологи заявляют, что чем раньше ребенок был изъят из социума, тем сложнее ему адаптироваться по возвращению в общество. 

Также есть понятие "детские травмы", такие психологические травмы оказывают более сильный и глубокий отпечаток на душевном здоровье и поведении, нежели травмы, полученные во взрослой жизни. Взрослый человек менее гибок и восприимчив, он не принимает события так прямо. Его защищают уже полученные знания, опыт. Следовательно и поведение взрослого человека меняется лишь в некоторых, сильно изменяющихся, сферах. 

4
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить