Никто Никтович
февраль 2016.
271

Как много в житиях святых недостоверной информации, особенно где речь идёт о чудесах?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Житийные (агиографические) произведения - особый жанр литературы, который вообще-то не претендует на историческую достоверность. Жития представляют собой частный случай логической посылки (аргумента), используемого для доказательства существования Бога, истинности христианской веры, святости конкретного подвижника и т.д. Иными словами, это риторическая фигура, получивашая реалистический вид, а не документальное свидетельство.

Жития святых (не только монахов, но и, например, князей) писались после смерти человека авторами, которые могли лично не знать усопшего. Более того, иногда жития писались и дописывались спустя века после описываемых событий. Реальная жизнь, реальная история были для авторов лишь тем гвоздем, на которую они вешали свою картину. В житиях святых много общих черт, восходящих либо к популярным в данном периоде сюжетам (приручение диких зверей, перенос по воздуху какого-то предмета), либо напрямую к евангельскому сюжету (видения, чудесные исцеления).

В таком подходе нет ничего странного. Мы же читаем, например, житие Андрея Болконского и Наташи Ростовой или Алеши Карамазова, сопереживаем, обсуждаем, даже духовно растем от этих переживаний. Точно также работали и житийные истории.

7

вообще-то не претендует на историческую достоверность. Жития представляют собой частный случай логической посылки (аргумента), используемого для доказательства существования Бога, истинности христианской веры, -

 тогда получается, что это, грубо говоря, обман с целью религиозной пропаганды

+2
Ответить

Андрей, тогда и Толстой с Достоевским - обман.

0
Ответить

Толстой с Достоевским вроде не говорили, что получают информацию от Святого Духа, не угрожали вечными муками , тем кто с ними не согласен. Хотя от Достоевского чего угодно можно было бы ожидать

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Авторы житий также никому не угрожают. Большинство житийных сюжетов написаны в довольно реалистической (для своего времени) манере. Кроме того, жития, бесспорно, включают в себя все известные факты о жизни того или иного святого.

0
Ответить
Прокомментировать

Наверное, корректнее было бы говорить о сомнительной (вызывающей сомнение) информации. К примеру, никто не может подтвердить, что рыбы действительно слушали проповеди св. Антония Падуанского, что фигура Христа с большого распятия в храме отвечала на вопросы королевы Ядвиги, что св. Джузеппе Купертинский взмывал ввысь и висел в воздухе, что у Мигеля Хуана Пеллисера обратно отросла ампутированная нога после смазывания культи маслом из церкви, и многое-многое другое. Но! - и опровергнуть это сложно, доказательств нет и остаётся только верить или не верить. Однако, в случае св. падре Пио из Пьетрельчины есть задокументированные свидетельства его одновременного присутствия в двух местах одновременно (билокация), и неоднократно засвидетельствованное врачами сверхъестественное происхождение стигматов.

В общем, как говорил один из персонажей Бориса Акунина, "в мире Будды немало диковинного, и нам подчас не под силу разобраться в этих пугающих явлениях" (но разбираться надо).

Кстати, скептицизм проявляют и сами святые. Например, основатель Opus Dei св. Хосемария Эскрива писал: "Читая жития, мы нередко замечаем, что биографы святых - разумеется, неумышленно! - причиняют ущерб учению Христову, заостряя внимание на необычных явлениях в жизни этих верных рабов Божиих. Мы видим, что они не похожи на нас, порой уже с колыбели. В некоторых житиях говорится, что святой во младенчестве никогда не плакал и в духе самопожертвования по пятницам грудь не сосал... Мы же с тобой появились на свет, как Бог велит - заходясь от плача. И жадно сосали материнскую грудь, нимало не заботясь о Великом Посте" (сборник проповедей "Христос проходит рядом").

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3

Если что-то нельзя доказать или опровергнуть, то это брехня. Стоит вспомнить чайник Рассела.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить