The Question
15 мая 11:10.
2178

Можно ли решить проблему безбилетного проезда без турникетов в наземном транспорте?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

Это вопрос очень тяжелый. Всем прекрасно понятно, что турникеты сильно портят эксплуатационные показатели любого транспортного предприятия. Есть время рейса, и на каждой остановке приходится прибавлять несколько минут, потому что одно дело – люди вошли в три широкие двери, и другое – они по одному проходят в переднюю дверь. Соответственно, на одну и ту же транспортную работу нужно больше минут, а значит, больше транспортных средств, и так происходит со всеми эксплуатационными показателями. Это жутко невыгодно перевозчику. Потому что чем лучше пассажирообмен – быстро вышли, быстро вошли, – тем меньше время рейса, и тем меньше нужно транспортных средств на обслуживание одного и того же потока. Почему же тогда перевозчики идут на такую меру, как задержка посадки? Да потому что пока в Москве не поставили турникеты, уровень безбилетного проезда зашкаливал за 35-40%, то есть почти половина пассажиров за проезд не платила. Это мера от отчаяния, транспортное предприятие – не клондайк, это суровая экономика, и в ней очень плохо с деньгами.

Можно ли в принципе отойти от системы турникетов? Тут есть моменты и организационные, и поведенческие. Разумеется, при наличии жесткой системы контроля и больших штрафов рано или поздно город приучает своих пассажиров платить. Но вопрос в том, что не каждый город на это идет, потому что это очень конфликтно. Сильно меняет ситуацию технический прогресс в области всяких электронных устройств – если у человека билет запаян в смартфоне, он уже привык, он платит за месяц вперед, и у него это учтено в бюджете. Но, к сожалению, даже технический прогресс не является панацеей. Понятие «фрирайдер» – по-русски «безбилетник» – существует во всем мире, и если транспортное самообучение города, когда люди и машины учатся как-то по-другому вести себя ради повышения безопасности, подтверждается цифрами, то в отношении поведения пассажиров такого эффекта нет. Как от этого избавляться? Разными способами. Самый из них любопытный – это павильонная посадка, которая принята во всех системах BRT. То есть я вхожу не сразу в автобус, а в павильон, как в метро, через турникет, а в автобус уже вхожу свободно.

0
Прокомментировать

Дело в том, что в Москве исходят по очереди из двух посылов. Сначала было популярно бороться с заторами, и турникетов не было. Зато были зайцы. Потом главной идеей стали финансы, их собираемость выросла в разы, но общественный транспорт стал вносить свою лепту в пробки. С приходом Собянина турникеты снова попали в немилость, но пока стоят.

Тут какие могут быть альтернативы. В Австрии или в Турции оплату взимает сам водитель. В Венгрии, например, проездной на входе-выходе никто не проверяет, но если вас поймает зашедший на остановке контролер, то штраф будет грандиозным. В Китае, Тайване, Бразилии существуют скоростные автобусы, там система похожа на электрички: турникеты стоят не при входе в автобус, а при входе на платформу. То есть к тому моменту, как подошел автобус, ваш проезд уже оплачен.

14

Институт курсирующих контролёров и огромных штрафов решает множество проблем. Во-первых, решается проблема колоссальной безработицы (этот труд вполне легко выполняется даже неквалифицированными людьми, ибо обучение довольно короткое и простое). Во-вторых, менталитет нашего люда таков, что русский человек (если умный), увидев рядом с собой проштрафившегося "зайца", сразу забьет в подкорку, что на его месте может быть он сам; (если не очень умный) однажды сам встретится с контроллером и тут уже подкорка сама в себя вобьет, что лучше платить.

Стоит так же отметить, что на сегодняшний день сомнения в головах создает высокая цена на проезд. Возможно, правительству стоит пойти на некоторые убытки и, снизив цену на проезд, предложить платить всем и каждому, так как "вам это ничего не стоит". Например, мне вспоминается Одесса образца 2007 года, где я имел счастье много раз кататься на общественном транспорте. Цены по сравнению с московскими не просто маленькие, а мизерные, но видели бы вы, как каждый, от мала до велика, рвался к кондуктору, чтобы отдать заранее отсчитанные 3 гривны.

+1
Ответить
Прокомментировать
Ответить