Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
3 ответа
Поделиться

На протяжении веков об участии женщин в проектировании и строительстве зданий известно довольно мало. Это связано с тем, что в силу своего правового статуса они не могли заниматься архитектурой наравне с мужчинами.

Наиболее ранний пример относится к Франции эпохи Ренессанса. Строительство одного из самых величественных замков долины Луары тесно связано с именем Екатерины Брисонне (ок. 1494 – 1526), принадлежавшей к дворянскому сословию. Она была женой интенданта финансов в Нормандии Томаса Бойе. В 1512 г. её муж приобрёл у семьи Де Марк замок Шенонсо. Он решил перестроить его в ренессансном стиле. Были разрушены все старые сооружения, кроме донжона. Бойе вложил в строительство крупные суммы денег. Но завершить свой проект он не смог. Получив должность генерального казначея, Бойе был вынужден постоянно на длительные сроки уезжать в Милан с королевской армией для участия в Итальянских войнах. В его отсутствие строительство замка курировала Екатерина Брисонне. Она оказала решающее влияние на стиль и дизайн сооружения. Ей принадлежат основные архитектурные решения, в том числе, проектирование широкой прямой лестницы, соединявшей первый и второй этажи, вместо распространённых ранее винтовых. На одной из башен замка были выгравированы инициалы «ТВК» (Thomas Bohier et Katherine) и девиз: «Кто сюда когда-нибудь придёт, пусть вспомнит обо мне». Строительные работы велись на протяжении восьми лет и завершились в 1521 г. После этого замок освятил епископ Буржа. Однако владельцам Шенонсо не пришлось прожить в нём долго. В марте 1524 г. в расположении французских войск в Италии скончался Томас Бойе. Его тело было перевезено во Францию и похоронено в Туре. Екатерина Брисонне ненадолго пережила своего мужа. Она умерла 3 ноября 1526 г. Замок унаследовал их старший сын Антуан. Но ему через некоторое время пришлось уступить Шенонсо королю Франциску I за долги. Замок был королевским владением 15 лет. Затем Генрих II подарил Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье. После смерти короля владелицей стала его вдова Екатерина Медичи.

Среди женщин – архитекторов прошлого также известна монахиня Антуанетта Демулен, которая жила во второй половине XVII в. По её проектам строились здания бенедектинского аббатства Богоматери Мира в бельгийском Льеже. Она спроектировала церковь монастыря, которая была сооружена в 1686 – 1690 гг. Её фасад представлял собой смесь колонн ионического и коринфского ордеров. Антуанетта Демулен внезапно скончалась в 1692 г. Уже после её смерти по её проекту был построен клуатр монастыря.

Кроме того, стоит вспомнить про английскую аристократку Элизабет Уилбрэхэм (1632 – 1705), которую иногда называют первой женщиной – архитектором. О её жизни известно мало. Она родилась в богатой семье Миттон. В возрасте 19 лет вышла замуж за баронета Томаса Уилбрэхэма. Затем вместе с ним Элизабет отправилась в свадебное путешествие по Европе. В это время она знакомилась с различными архитектурными стилями и направлениями. В Нидерландах Элизабет Уилбрэхэм общалась с Питером Постом, одним из создателей голландского барокко. В Венеции она изучила «Четыре книги об архитектуре» итальянского зодчего Андреа Палладио. Вернувшись в Англию, Элизабет Уилбрэхэм стала покровительницей архитекторов. Сложно назвать точное количество её работ, поскольку она как женщина не могла самостоятельно заниматься проектированием зданий. По-видимому, авторство части сконструированных ею построек так и осталось неизвестным, а другие были приписаны архитекторам – мужчинам. Вероятно, Элизабет Уилбрэхэм спроектировала здание семейной резиденции в Уэстон-парке в Шропшире и расположенную неподалёку церковь святого Андрея. Предположительно, по её планам строился Уоттон Хаус в Бакингемшире. Джон Миллар, исследователь биографии Элизабет Уилбрэхэм, утверждает, что ей принадлежит авторство более 400 зданий. В том числе, 18 лондонских церквей, проектировщиком которых официально считается Кристофер Рен. Он, по мнению Джона Миллара, был учеником Элизабет Уилбрэхэм. Но подтвердить все эти предположения сложно, поскольку письменных источников не сохранилось.

В дальнейшем в Великобритании стали известны имена таких архитекторов как Мэри Таунли и Сара Лош. Однако общее количество женщин в этой профессии вплоть до второй половины XIX в. оставалось небольшим. 

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
20
Прокомментировать

На протяжении веков об участии женщин в проектировании и строительстве зданий известно довольно мало. Это связано с тем, что в силу своего правового статуса они не могли заниматься архитектурой наравне с мужчинами.

Наиболее ранний пример относится к Франции эпохи Ренессанса. Строительство одного из самых величественных замков долины Луары тесно связано с именем Екатерины Брисонне (ок. 1494 – 1526), принадлежавшей к дворянскому сословию. Она была женой интенданта финансов в Нормандии Томаса Бойе. В 1512 г. её муж приобрёл у семьи Де Марк замок Шенонсо. Он решил перестроить его в ренессансном стиле. Были разрушены все старые сооружения, кроме донжона. Бойе вложил в строительство крупные суммы денег. Но завершить свой проект он не смог. Получив должность генерального казначея, Бойе был вынужден постоянно на длительные сроки уезжать в Милан с королевской армией для участия в Итальянских войнах. В его отсутствие строительство замка курировала Екатерина Брисонне. Она оказала решающее влияние на стиль и дизайн сооружения. Ей принадлежат основные архитектурные решения, в том числе, проектирование широкой прямой лестницы, соединявшей первый и второй этажи, вместо распространённых ранее винтовых. На одной из башен замка были выгравированы инициалы «ТВК» (Thomas Bohier et Katherine) и девиз: «Кто сюда когда-нибудь придёт, пусть вспомнит обо мне». Строительные работы велись на протяжении восьми лет и завершились в 1521 г. После этого замок освятил епископ Буржа. Однако владельцам Шенонсо не пришлось прожить в нём долго. В марте 1524 г. в расположении французских войск в Италии скончался Томас Бойе. Его тело было перевезено во Францию и похоронено в Туре. Екатерина Брисонне ненадолго пережила своего мужа. Она умерла 3 ноября 1526 г. Замок наследовал их сын Антуан. Но ему через некоторое время пришлось уступить Шенонсо королю Франциску I за долги. Замок был королевским владением 15 лет. Затем Генрих II подарил Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье. После смерти короля владелицей стала его вдова Екатерина Медичи.

Среди женщин – архитекторов прошлого также известна монахиня Антуанетта Демулен, которая жила во второй половине XVII в. По её проектам строились здания бенедектинского аббатства Богоматери Мира в бельгийском Льеже. Она спроектировала церковь монастыря, которая была сооружена в 1686 – 1690 гг. Её фасад представлял собой смесь колонн ионического и коринфского ордеров. Антуанетта Демулен внезапно скончалась в 1692 г. Уже после её смерти по её проекту был построен клуатр монастыря.

Кроме того, стоит вспомнить про английскую аристократку Элизабет Уилбрэхэм (1632 – 1705), которую иногда называют первой женщиной – архитектором. О её жизни известно мало. Она родилась в богатой семье Миттон. В возрасте 19 лет вышла замуж за баронета Томаса Уилбрэхэма. Затем вместе с ним Элизабет отправилась в свадебное путешествие по Европе. В это время она знакомилась с различными архитектурными стилями и направлениями. В Нидерландах Элизабет Уилбрэхэм общалась с Питером Постом, одним из создателей голландского барокко. В Венеции она изучила «Четыре книги об архитектуре» итальянского зодчего Андреа Палладио. Вернувшись в Англию, Элизабет Уилбрэхэм стала покровительницей архитекторов. Сложно назвать точное количество её работ, поскольку она как женщина не могла самостоятельно заниматься проектированием зданий. По-видимому, авторство части сконструированных ею построек так и осталось неизвестным, а другие были приписаны архитекторам – мужчинам. Вероятно, Элизабет Уилбрэхэм спроектировала здание семейной резиденции в Уэстон-парке в Шропшире и расположенную неподалёку церковь святого Андрея. Предположительно, по её планам строился Уоттон Хаус в Бакингемшире. Джон Миллар, исследователь биографии Элизабет Уилбрэхэм, утверждает, что ей принадлежит авторство более 400 зданий. В том числе, 18 лондонских церквей, проектировщиком которых официально считается Кристофер Рен. Он, по мнению Джона Миллара, был учеником Элизабет Уилбрэхэм. Но подтвердить все эти предположения сложно, поскольку письменных источников не сохранилось.

В дальнейшем в Великобритании стали известны имена таких архитекторов как Мэри Таунли и Сара Лош. Однако общее количество женщин в этой профессии вплоть до второй половины XIX в. оставалось небольшим. 

Вячеслав Бабайцевотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
Прокомментировать

В прошлом ответе неплохо осветили деятельность женщин-проектировщиков, но не профессиональных архитекторов. Так что я перемещусь во времена куда более поздние, тот самый конец XIX столетия, когда жила первая известная мне женщина, открывшая собственное архитектурное бюро. Было это в Хельсинки, даму звали Оливия Матильда Лённ или просто Виви Лённ. Закончила она Гельсингфорскую политехнику, нынешний университет Аалто. Работала в популярных тогда стилях модерн и ар-деко.

Самые известные две постройки Виви Лённ это Новый Студенческий дом на улице Маннергейма в Хельсинки (там участвовал еще и знаменитый Герман Гезелиус) и Национальная опера "Эстония" в Таллине, наверняка их многие видели. 

2
Прокомментировать
Ответить