Slava Volkov
февраль 2016.
603

Почему немцы не разбомбили Кремль?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

я был однажды на лекции одного ветерана, запамятовал фамилию, который собственно маскировкой Москвы и занимался. Так вот он говорил, что, конечно, всем было ясно, что полностью обмануть немцев нельзя. Так как Москва имеет четкую радиально-кольцевую структуру, все магистрали ведут в центр, к Кремлю, поэтому абсолютно спрятать его от авиации было невозможно. Пытались скорее минимизировать ущерб от налетов.
Так что ответ на поставленный вопрос один - причина кроется в успешных действиях советских средств ПВО.  

Думаю, что более корректно было бы спросить "Почему немцы не смогли разбомбить Кремль?" Надо сказать, что они пытались это сделать, но достигнуть результата они не смогли.

В подобного рода ситуациях основные факторы - это мощь атакующей стороны (выражающаяся, с одной стороны, в количестве самолето-вылетов, с другой - в количестве и бомбовой нагрузке бомбардировщиков) и способность обороняющей стороны парировать атаки. Что касается второго, то советская сторона приложила определенные усилия для противодействия действиям немецких военно-воздушных сил - была применена маскировка наиболее значимых объектов, выстроена система ПВО, включающая истребительную авиацию, зенитную артиллерию, посты внешнего наблюдения, оповещения и связи, прожекторные посты. Ее противодействие, судя по результатам (Кремль стоит на своем месте по-прежнему) оказалось вполне эффективным.

Что же до немцев, то здесь стоит обратить внимание на два фактора. Основной вектор развития немецких военно-воздушных сил (в особенности после гибели начальника Генерального штаба люфтваффе генерала авиации В. Вефера в 1936 году) был задан во время Гражданской войны в Испании - главной целью немецких ВВС была поддержка наступающей армии на поле боя, в то время как дальнебомбардировочная авиация оказалась фактически вне какого-либо внимания руководителей люфтваффе. Соответственно, основными типами бомбардировщиков немецких ВВС к моменту начала московской операции были пикирующие Ju.87 и Ju.88 или средние He.111 и Do.17. Бомбовая нагрузка даже самых последних их модификаций не превышала двух-трех тонн. В то же время их было относительно немного - в самом массовом налете одновременно участвовало не более 150 машин (в то время как самый массовый налет во время Лондонского Блица был осуществлен с использованием более полутысячи бомбардировщиков). Если сравнить с бомбардировкой англичанами Гамбурга в 1943 году (использовано около 800 бомбардировщиков, около половины из которых - Avro Lancaster с 10-тонной бомбовой нагрузкой), то станет очевидной недостаточность как количественной, так и качественной составляющей задействованных в бомбежках Москвы немецких сил, что вкупе с эффективной защитой и обусловили то, что практически единственный памятник городской крепостной застройки эпохи Ренессанса в Европе до сих пор цел.

P.S. Немаловажным также представляется целеполагание немцев: они хотели своими бомбардировками - чего угодно, от Роттердама и Лондона до Москвы и Киева - добиться прежде всего психологического эффекта. Т.е. они хотели не столько разбомбить, сколько запугать противника (и тем самым вывести его из войны).

Причин главным образом две:

1. Масштабная маскировка всего и вся на территории Москвы, дабы немцы Кремль найти не смогли. Мавзолей замаскировали под многоэтажный дом, на Красной площади понастроили фальшивых зданий, купола и кресты церквей (оставшихся, конечно) замазывали темной краской.

2. Действия ПВО РККА. По отчетам о результатах противовоздушной обороны Москвы, на столицу за период с 22 июля 1941 по 10 марта 1942 гг. немцы совершили 125 налетов. Общее количество самолетовылетов составило 7 тысяч (в среднем в одном налете принимало участие 56 самолетов). Из них в воздушное пространство непосредственно Москвы прорвалось лишь 4% - 338 самолетов.

Максим Булдаковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить