Slava Volkov
февраль 2016.
622

Почему немцы не разбомбили Кремль?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
2
3 ответа
Поделиться

я был однажды на лекции одного ветерана, запамятовал фамилию, который собственно маскировкой Москвы и занимался. Так вот он говорил, что, конечно, всем было ясно, что полностью обмануть немцев нельзя. Так как Москва имеет четкую радиально-кольцевую структуру, все магистрали ведут в центр, к Кремлю, поэтому абсолютно спрятать его от авиации было невозможно. Пытались скорее минимизировать ущерб от налетов.
Так что ответ на поставленный вопрос один - причина кроется в успешных действиях советских средств ПВО.  

8
Прокомментировать

Думаю, что более корректно было бы спросить "Почему немцы не смогли разбомбить Кремль?" Надо сказать, что они пытались это сделать, но достигнуть результата они не смогли.

В подобного рода ситуациях основные факторы - это мощь атакующей стороны (выражающаяся, с одной стороны, в количестве самолето-вылетов, с другой - в количестве и бомбовой нагрузке бомбардировщиков) и способность обороняющей стороны парировать атаки. Что касается второго, то советская сторона приложила определенные усилия для противодействия действиям немецких военно-воздушных сил - была применена маскировка наиболее значимых объектов, выстроена система ПВО, включающая истребительную авиацию, зенитную артиллерию, посты внешнего наблюдения, оповещения и связи, прожекторные посты. Ее противодействие, судя по результатам (Кремль стоит на своем месте по-прежнему) оказалось вполне эффективным.

Что же до немцев, то здесь стоит обратить внимание на два фактора. Основной вектор развития немецких военно-воздушных сил (в особенности после гибели начальника Генерального штаба люфтваффе генерала авиации В. Вефера в 1936 году) был задан во время Гражданской войны в Испании - главной целью немецких ВВС была поддержка наступающей армии на поле боя, в то время как дальнебомбардировочная авиация оказалась фактически вне какого-либо внимания руководителей люфтваффе. Соответственно, основными типами бомбардировщиков немецких ВВС к моменту начала московской операции были пикирующие Ju.87 и Ju.88 или средние He.111 и Do.17. Бомбовая нагрузка даже самых последних их модификаций не превышала двух-трех тонн. В то же время их было относительно немного - в самом массовом налете одновременно участвовало не более 150 машин (в то время как самый массовый налет во время Лондонского Блица был осуществлен с использованием более полутысячи бомбардировщиков). Если сравнить с бомбардировкой англичанами Гамбурга в 1943 году (использовано около 800 бомбардировщиков, около половины из которых - Avro Lancaster с 10-тонной бомбовой нагрузкой), то станет очевидной недостаточность как количественной, так и качественной составляющей задействованных в бомбежках Москвы немецких сил, что вкупе с эффективной защитой и обусловили то, что практически единственный памятник городской крепостной застройки эпохи Ренессанса в Европе до сих пор цел.

P.S. Немаловажным также представляется целеполагание немцев: они хотели своими бомбардировками - чего угодно, от Роттердама и Лондона до Москвы и Киева - добиться прежде всего психологического эффекта. Т.е. они хотели не столько разбомбить, сколько запугать противника (и тем самым вывести его из войны).

8
Прокомментировать

Причин главным образом две:

1. Масштабная маскировка всего и вся на территории Москвы, дабы немцы Кремль найти не смогли. Мавзолей замаскировали под многоэтажный дом, на Красной площади понастроили фальшивых зданий, купола и кресты церквей (оставшихся, конечно) замазывали темной краской.

2. Действия ПВО РККА. По отчетам о результатах противовоздушной обороны Москвы, на столицу за период с 22 июля 1941 по 10 марта 1942 гг. немцы совершили 125 налетов. Общее количество самолетовылетов составило 7 тысяч (в среднем в одном налете принимало участие 56 самолетов). Из них в воздушное пространство непосредственно Москвы прорвалось лишь 4% - 338 самолетов.

Максим Булдаковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
Прокомментировать
Ответить