Объясните простыми словами и аналогиями что такое мазхаб в исламе, как мазхабы отличаются и как взаимодействуют их представители?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Мазхаб - от слова "захаба", т.е., ушел, пошел, а здесь это будет в значении "мнение, к которому пришел ученый, знающий Коран и высказывания пророка Мухаммада (хадисы)". 

Почему Коран и хадисы? 

Потому что это источники ислама. Именно из них и лишь из них берутся все религиозные решения и положения. 

А религиозными в исламе могут быть чуть ли не все вопросы, даже бытовые. Возьмем, к примеру, семейное право. На ком имеет право жениться мусульманин или за кого имеет право выйти замуж мусульманка? Какие условия, чтобы они стали мужем и женой и наступили юридические последствия, как, например, материальная обязанность? После того, как стали мужем и женой, появляются права и обязанности. Имеет ли право муж на имущество жены? Обязана ли жена работать? Какие у мужа перед ней обязательства? Если наступает ситуация, в которой не обойтись без развода, то каким образом он происходит. Если инициатива исходит от жены, каким образом они перестают быть мужем и женой? Вопросов куча, и это только часть айсберга. А есть еще множество других областей права, как финансовое, торговое, наследственное - все то, что кажется нам не относящимся к религии. Но ислам - это, если можно так выразиться, светская или мирская религия - она обустраивает не только духовную жизнь, но и быт человека. А ведь еще есть и чисто религиозные предписания и их положения, как молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество. Есть огромный пласт нравственных качеств. 

Сами положения делятся на пять основных категорий: это обязательно для выполнения, это желательно для выполнения, это разрешенное, это нежелательное и запретное. Есть еще и действительное и недействительное, как в брачных актах или договорах купли и продажи и т.п.

Какая разница, подумает кто-то? "Моя жена - куда хочу, туда и поставлю!". Мусульманин думает иначе. Мусульманин верит, что он будет держать ответ перед Богом в день Суда и поэтому (даже когда не хочется или лень) он старается, чтобы его поведение и слова, его приобретения и траты, его отношение соответствовали той шкале положений, которая есть в Коране и хадисах. Например, Аллах Всевышний сказал: "И (помните, как) когда-то (через пророков) взяли Мы договор [завет] с потомков Исраила [пророка Йакуба] (и этот завет заключался в том, что): «Вы не будете служить (и поклоняться) никому, кроме Аллаха; и к родителям (будете проявлять искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом,...), и (также) к родственнику [родственникам], и к сиротам, и к беднякам. И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми), и совершайте молитву (должным образом), давайте обязательную милостыню [закят]»" (Коран, 2:83). Здесь упомянуто все то, что относится к тем положениям: запрещено многобожие, обязательно благодеяние к родителям, родным, сиротам, бедным, а также молитва и милостыня, желательно говорить людям приятные слова, нежелательна грубость.  Немного о любви Почему спустя три месяца после расставания все равно больно?Нужно ли мириться с недостатками партнера или пытаться их исправить?Как вы прекращали отношения со своей второй половинкой?Найти свою любовь

Почему ученый? 

Потому что не каждый способен (в силу ряда разнородных причин, как языковой барьер, неспособность объять все тексты и все темы, низкий интеллект, нехватка времени, иногда банальная лень) вывести решения и положения из вышеназванных источников. Ведь в Коране то, что относится к одному вопросу может находиться в разных местах, страницах, а хадисы, в которых пророк Мухаммад говорит о какой-то одной теме, могут находиться в разных сборниках. Это сейчас все они оцифрованы, а раньше нужно было прочесть горы книг, пройти тысячи км., чтобы собрать все источники, касающиеся только одной темы. 

Вот и появляются те, кто в силу своих неординарных возможностей и одаренности пытаются переварить и пережевать Коран и хадисы и выдать нам их в виде готовых решений и положений. Этот процесс называется "иджтихад" - усердие, старание, а тот, кто усердствовал и корпел над тем, чтобы довести до простых людей положения Корана и хадисов называется "муджтахид". 

Но в силу разных возможностей интеллекта этих людей, иногда разных возможностей в получении источников, а иногда и разного подхода к этим источникам (не все одинаково могут считать их достоверными) появляются разные мнения по одному и тому же вопросу. Совокупность мнений, выведенных из Корана и хадисов, к которому приходит ученый, и есть "мазхаб". 

Если изучить арабский язык, изучить весь Коран и все хадисы и всё прошлое наследие, пути извлечения из Корана и хадисов исламских положений, то можно и самому стать таким "муджтахидом". 

Но для чего сейчас нужны эти ученые, ведь все уже расписано сотни лет назад, может спросить кто-то. Основное - да, но возникает множество современных вопросов, о которых тоже нужно вынести решение - разрешено оно или запрещено, а может быть обязательно, действительно или недействительно. К примеру, вопросы банковских вкладов, страхования, клонирования и множество других - все они требуют от ученых сказать: по Корану и и хадисам это"запрещено" или "разрешено" или "обязательно"? 

 Таким образом,  мазхабы возникли, как толкование Корана и хадисов пророка, мир ему, и из них развились, распространились и остались в реальности лишь четыре:  

ученого Абу-Ханифы Нугмана ибн Сабита;

ученого Мухаммада ибн Идриса Аш-Шафии;

ученого Малика бин Анаса;

ученого Ахмада бин Ханбаля.

АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Мазхаб - это религиозная школа/учение под предводительством большого учёного. 

На данный момент известны четыре такие школы:
1)Мазхаб Имама Абу-Ханифы;
2)Мазхаб Имама Идриса Аш-Шафии;
3)Мазхаб Имама Маликий; 
4)Мазхаб Имама Ханбалий.

Раньше существовали и другие мазхабы, такие как Мазхаб жены Пророка Мухьаммада 1айши, но сейчас этот мазхаб никак не представлен учёными.

Важно понимать, что в основе всех этих мазхабов лежат одинаковые убеждение(Акъида, вопросы Таухида), которые исповедуют все Мусульмане Ахлюс-Суннаh, такие как: знание о Боге, Его Пророках, Его книгах и т.д. Различия же в них состоят в нюансах выполнения ритуалов(молитва, пост и т.д). 

Например: существует хьадис(история из жизни Пророка), в котором сказано, что у Пророка Мухьаммада, во время молитвы пошла кровь в небольшом количестве. Увидев это, одна из жён Пророка вытерла эту кровь рукой, после чего Пророк прекратил молитву и направился заново совершать омовение(обязательное очищение для молитвы). 
Очевидно, что одно из случившегося(кровотечение, касание женщины) нарушило данное омовение. Так вот, Абу Ханифа трактовал это в пользу того, что омовение нарушила кровь, а Имама Шафии в пользу касания женщины.

Мазхабы имеют разную географическую распространённость.
Например, если взять Мусульман, проживающих в России, то выходцы из Средней Азии в основном придерживаются мазхаба Абу-Ханифы, а выходцы из Северного Кавказа - мазхаба Имама Аш-Шафии. Однако, в последнее время наблюдается плюрализм в этом вопросе во многих локациях.

Подчеркну, не стоит связывать принадлежность к какому-либо мазхабу со степенью радикализации, эти две составляющие никак не коррелируют.

Надеюсь, что пояснил подробно и понятно. Буду рад уточнить любой нюанс. 


Ответить