Ситуация contra моральные запреты.
Одно из переживаний первых месяцев в армии. Дедовщина, - она ведь и в том, что деды себе еду раскладывают, а молодым - что останется. Хлеба кусок с завтрака берёшь, и потом себе кусочек, и с другими делишься. Голодно.
И - дед на улице на колонке виноград моет, потом уходит. А я, - никто не видит, поднимаю несколько упавших виноградин с земли, обмываю - и ем их. Для меня тогда, в 18, чей-то виноград с земли подобрать в таких обстоятельствах - что-то соизмеримое было с человека съесть. Правда. Очень сильный моральный барьер - и... голод. Дикий стыд.
А те, кто из нашего призыва курили, - у них после флотского полуэкипажа во Владивостоке, где нас распределяли, уже ни сигарет, ни денег не оставалось. И они в первые дни в части на земле бычки подбирали, уже ничего не стесняясь. Тоже - "голод"...
Поведение человека в огромной степени обусловлено ситуацией, в которой он оказывается.
Вот и ответ. Если табу, культурный запрет на "есть человеческое мясо" входит в самые глубокие ценности человека, на уровень смыслов - тогда всё же удержится и умрёт.
Если нет, или если голод сотрёт все ценности, кроме инстинкта выжить (и это возможно), - будет есть людей.
Здесь на самом деле нет однозначности. Как ни парадоксально, в тяжёлых условиях именно что для выживания, сохранения себя не просто физического, а как личности важно провести черту, которую не будешь переступать ни за что, - даже ценой жизни. Впрочем, черта может быть произвольной. Может, людей ем, но зато каждый день бреюсь)
Не знаем мы себя. Не знаем, на что будем готовы и не готовы, пока реально в экстремальной ситуации не окажемся. По чужим головам вылезать, или собой жертвовать. Всё болтовня и бла-бла-бла, пока на самом деле через реальную ситуацию не пройдёшь. И нет тестов, чтобы определить заранее.
Про себя - не знаю. Скорее всего, если бы мне нужно было выжить ради чего-то очень серьёзного для меня (а не просто остаться живым), большого барьера для меня не было бы. Я же всё же медик. У меня есть уважение к мёртвым и к останкам, но есть и ясное понимание, что труп - это, увы, уже совсем-совсем не человек.
Книга по теме, которая вас интересует: http://avidreaders.ru/book/blokadnaya-etika-predstavleniya-o-morali-v.html - С. В. Яров, "Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг".