Павел Моисеев
март 2016.
512

Зачем нужно прославление (пение) в религии и имеет ли это какое-либо практическое значение?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

В практическом смысле пение на богослужении объединяет верующих, даёт им ощущение причастности к некоей общности людей, соединённой в едином порыве. Кроме того, использование музыки и пения религиозными общинами даёт возможность развиваться искусству - распространение и созидание музыки в некотором роде произошло благодаря религии. Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Давид был талантливым музыкантом, слагал псалмы - художественные тексты, восхваляющие Бога, размышляющие о сложных ситуациях в жизни индивида и социума, выражающие всю гамму чувств от возвышенной любви до отчаяния; эти тексты использовались христианами все 2000 лет существования Церкви как мотивы и основа для песнопений, используются и ныне. Знаменитый григорианский хорал родился внутри Церкви, в ней росли и развивались и другие течения музыкального искусства. Многие произведения великих композиторов были посвящены религиозным темам, некоторые творцы сами были служителями Церкви - к примеру, Антонио Вивальди и Ференц Лист.

В Катехизисе Католической Церкви (сборнике вероучительных доктрин) читаем: "Сочинение и пение боговдохновенных Псалмов, часто сопровождаемое музыкальными инструментами, уже были тесно связаны с богослужениями Ветхого Завета. «Тот, кто поет, молится вдвойне». Пение и музыка исполняют свою функцию знаков тем красноречивее, чем они «теснее они смыкаются с литургическим действием» по трем основным критериям: выразительной красоте молитвы, единодушному участию христиан в положенные моменты и торжественному характеру богослужения. Пение и музыка таким образом участвуют в том, что является целью слов и литургических действий — в прославлении Бога и освящении верующих. Гармония знаков (пение, музыка, слова и действия) тем более выразительна и плодотворна, если она выражается в культурном богатстве, принадлежащем Народу Божию, который совершает богослужение" (ККЦ, 1156-1158).

Oсобое внимание пению и церковной музыке было также уделено XXI Вселенским (II Ватиканским) Собором (1962-1965 гг.) - в конституции "O Богослужении" есть целая глава "O священном музыкальном искусстве". В ней говорится, что "Музыкальная традиция всей Церкви составляет сокровище нес­равненной ценности, которое отличается среди других выражений искусства, особенно тем, что священное пение, соединенное со словами, является необ­ходимой или неотъемлемой частью торжественного Богослужения. ...священное музыкальное искусство будет тем более свято, чем теснее оно будет связано с богослужебным действием, выражая молитву более сладостно, или содействуя единодушию, или обогащая священные обряды большей торжественностью. ...Богослужебное действие принимает более возвышенную форму, когда Богослужение совершается торжественно с пением, с предстоянием священнослужителей и при действенном участии народа. ...Сокровище священного музыкального искусства должно сохраняться и развиваться с величайшей заботой. Школы для певчих должны усердно поощряться, особенно при кафедральных церквах. ...Церковь признаёт григорианское пение как свойственное римскому Богослужению; поэтому в совершении Богослужений, при равноправии во всём остальном, ему должно предоставляться первое место. Другие виды священного музыкального искусства, в особенности по­лифония, отнюдь не исключаются из Богослужений, если только они отве­чают духу литургического действия, согласно норме статьи 30. ...В латинской Церкви надлежит высоко ценить орган, как традицион­ный музыкальный инструмент, звуки которого могут придавать дивное величие церковным торжествам и мощно возносить души к Богу и к небесам".

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
Прокомментировать
Ответить