Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
3 ответа
Поделиться

Смерть есть онтологическая данность, независимая от факта написания эссе. Так что отказываемся от паники и ожиданий конца света в своем собственном лице и настраиваемся на рациональный лад.

Прежде всего, надо определиться с пониманием того, что именно вы считаете "хорошим эссе". Какие показатели качества именно вы считаете адекватными? Высокий балл, который получаете благодаря владению навыками обхода программы «Антиплагиат»? Или, может, приобретение опыта по трансформации "наивных" представлений в цепочку верифицируемых тезисов-аргументов, а большого количества данных – в аккуратное исследование? Будьте честны перед собой, не путайте красное с круглым и не считайте оценку самым верным признаком качества. Эссе хорошо тогда, когда на него отведено много сил и времени, а результат работает на вас и после того, как аттестация по искомому предмету пройдена.

Самый простой путь создания качественного эссе в соответствии с правилами Шанинки начинается с чтения рекомендаций на сайте самой образовательной институции. И да осенит удача того, кто дочитает весь этот текст до конца!  

Правда, этот же путь и самый формальный. Ознакомившись с нормами академического письма и жанра эссе, вы сможете осознать масштаб проблемы (сколько всего надо сделать ДО написания текста), а также получить набор конкретных инструментов. Однако информированность не означает прокаченности навыков.

Более сложный и с точки зрения профессионального развития многообещающий путь связан с чтением работы Умберто Эко «Как написать дипломную работу»:

https://www.livelib.ru/book/1000452846

Читать надо очень медленно, по возможности внимая этой инструкции, объединяющей опыт поколений преподавателей, исследователей и студентов. Можно написать тысячи знаков про то, как выбирать объект/предмет/методологию исследования в тех или иных случаях, но, кажется, Эко сформулировал почти инвариантные правила:

1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента. Как учатся за границей Правда ли, что каждый десятый американец не умеет читать?Правда ли, что китайские дети начинают свое образование в возрасте двух лет?Почему в Японии дети отказываются от личной жизни в пользу знаний, а наших кнутом не заставить учиться? Больше интересных фактов

Наконец, можно вовсе отказаться от когда-либо собранных наставлений, и попытаться выбрать собственный сценарий аналитических действий. Я бы посоветовала в таком случае помнить следующее:

1) Вне зависимости от специфики дисциплины надо всегда выбирать в качестве объекта исследования что-то, интересующее именно вас. Не стоит браться за то, что оставляет вас равнодушным: эссе получится пресным и скучным.

2) К каждому объекту исследования прилагается предмет, т.е. исследовательский вопрос: что именно вы собираете изучать? Пользуйтесь различиями в дисциплинах, чтобы проанализировать интересующую вас проблему с разных сторон. Если такой проблемы нет, то попробуйте определить для себя круг любопытных тем, к которым можно присмотреться. Наверняка одна из них рано или поздно выстрелит в качестве темы магистерской диссертации, а то и источника вдохновения для стартапа.

3) Никогда не будьте снобом по отношению к незнакомым методикам и направлениям исследований. Обучайтесь постоянно – и теоретикам, и практикам полезно держать руку на пульсе современных исследований. Тем более, когда цифровая эпоха делает все самое актуальное и свежее доступным по клику:

4) Постарайтесь увидеть в эссе не аттестационное задание, а некий challenge, призванный сформировать определенное умение, точку зрения, горизонт знания, практически полезные в дальнейшем. Вы пошли учиться по собственному желанию, испытывая потребности в интеллектуальном обогащении, так что ищите источники профессионального развития даже в самых сложных задачах.

И самое главное. Не пестуйте в себе виктимность, никто не хочет вашей смерти. Профессионализм нынче редок, планка устанавливается высокая, так что...

1. Вовлеченность.

Беритесь только за те темы, на которые у вас слету есть парочка анекдотов и увлекательных историй типа "А вот у нас в Саратове тоже такой случай был...".

Это подчеркнет глубину вашего знания темы до уровня архетипов. А также даст возможность удачно закрыть пару вопросов, которые из-за цейтнота и дедлайна вы не успели раскрыть в эссе (по чрезвычайно уважительным причинам, конечно же).

Плюс креативно подобрать название, заголовки, составить план и формулировки задач и выводов.

При вовлеченности в тему эссе, подсознание будет работать на вас в фоновом режиме круглосуточно.

2. Тайминг.

Помните, что deadline переводится не как "линия смерти", до которой вам жить еще лет 70-80. Это гораздо более короткий срок. Deadline далек по времени от Deathline. Но очень близок к нему по смыслу.

Поэтому поставьте себе сразу несколько интервальных повторяющихся напоминалок в телефон, смартфон, планшет, ноутбук, часы, гугл-календарь, наклейте стикеры на холодильник, телевизор и любимого кота.

Заблаговременно попросите друга внезапно позвонить вам в последнюю ночь перед утром дедлайна - скорее всего, вы потом будете очень благодарны именно ему.

3. Емкость.

Первые два принципа в своей интенсивной совокупности могут привести к такому массовому явлению среди учащихся, как метакогнитивная ловушка.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Тот, кто думает, что он что-то знает, на самом деле ещё не знает так, как ему следовало бы знать» (1 Коринфянам, 8 глава, стих 2).

Так вот, забудьте напрочь все эти слова.

При написании эссе строго придерживайтесь установленного плана и установленной емкости исследования. Не ныряйте на запредельную глубину – батарейка сядет. Вместо того, чтобы в ночь перед дедлайном призывать Сократа и причитая: «Я знаю, что ничего не знаю», зарываться с головой в плед и патетически рыдать в облепленного стикерами кота (см. п.2), - ЗАРАНЕЕ определитесь с глубиной своего исследования (см. п.1).

Приятно, конечно, когда ваше эссе вдруг возьмут и утвердят в качестве докторской диссертации, вручат Нобелевскую премию и пригласят на торжественный банкет. Но будьте реалистом, не погружайтесь ниже установленной вами ватерлинии. Не откусывайте больше, чем можете прожевать. Сделайте пометки/заметки на будущее (для следующего эссе и для диссертации в целом), и переходите к следующим вопросам текущей работы.

Обратная сторона медали – скакать по верхам. Непроработанность эссе приведет к ошибочным выводам. Но сами вы этого не поймете и будете «более лучше» уверены в обратном. Как в фильме «Джентльмены удачи» герой Савелия Крамарова: «А что, английский я уже знаю!». Поэтому еще раз – придерживаться плана и глубины. Не больше – но и не меньше.

Для увеличения емкости эссе используйте принцип интерполяции фотокамер (см. п.1). Пара точных жизненных примеров – и ваш вопрос уже выглядит не на 8Мп, а на все 13Мп (но сильно не увлекайтесь этой китайщиной)

4. Ресурсы.

Для работы доступно много материалов. Пользуйтесь всеми – согласно заранее утвержденному плану. Каждый пункт эссе заранее соотнесите с примерными источниками. И заранее учитывайте предыдущие принципы: вовлеченность (в т.ч. прошлый опыт), тайминг (что, где и когда вы сможете изучить), емкость (относимые и допустимые источники, жуем столько, сколько можем проглотить).

Полемика полезна. Лучше всего найти две противоположные точки зрения по исследуемому вопросу, проанализировать каждую, и сформировать собственную третью. Даже если это невозможно. Все равно полезно.

Плюс главный ресурс - железная воля. Мало хорошо спланировать, надо неумолимо реализовывать. Асфальтный каток едет медленно. Но строит хайвеи.

5. «Ефрейторский зазор».

Доступ в интернет, электричество в сети, чернила в принтере, позитивный креатив, сохранность файлов, наличие книг и спланированное время, - прекращаются внезапно. Не вовремя. Всегда. Причин – 100500+.

Поэтому к каждому предыдущему принципу обязательно дополняйте принцип «Ефрейторского зазора», т.е. предотвращайте форс-мажор заранее, с припуском и с допуском. И будет вам счастье.

Вот как-то так. Пять принципов получилось. Как пять пальцев. Чтобы запоминать удобнее. ))

Всем удачи, не умирайте! ))

Работая над эссе, надо иметь ввиду, что оно будет оцениваться преподавателями по трем группам критериев, каждый из которых грубо оценивается по блочной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, неудовлетворительно), а общая оценка выставляется в баллах по 100-балльной шкале. Первая группа критериев относится к качеству аргументации: Структура текста, соответствие теме, качество и оригинальность аналитики, качество аргументации, четкость высказываний, аккуратность, оригинальность текста (отсутствие некорректных заимствований). Вторая группа критериев относится к источникам:  Использование соответствующих теме источников и литературы, аккуратность и качество ссылочного аппарата (сносок и библиографических описаний). И, наконец, третья группа  - общее качество текста (литературная грамотность и отсутствие опечаток). 

Поэтому важно, чтобы текст был написан не ко дню сдачи, а хотя бы на пару дней раньше. Отложите готовый текст в сторону на сутки, перечитайте его, имея ввиду критерии оценивания: многие недочеты станут видны и будет достаточно времени их исправить.

Ответить