Aleksandr Simonov
февраль 2016.
167

Каково представление о загробной жизни у ваххабитов?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Насколько мне известно из дискуссий с их представителями и изучения данного течения, они мало отличаются от того, что общепринято в религии Ислам и передано в Кур`ане и изречениях Пророка. 
Важное отличие состоит в том, что ваххабиты некорректно видят средства достижения Рая. Например: в Исламе категорически запрещается наносить себе или невинным людям какой-либо вред, тем более убивать себя, чтобы убить других. Это большой грех. Ваххабиты же, используя прямые переводы и удобные для них трактовки придерживаются другого мнения.

Стоит отметить, что Мусульмане отличаются от ваххабитов не только степенью радикальности взглядов, но и в основах религии - в убеждениях о Боге, Пророках, Ангелах. В связи с этим, их убеждения были приняты не соответствующими религии, а сами ваххабиты - немусульманами.


Жизнь после смерти представлена в Исламе следующим образом:
- во время смерти, к человеку приходит ангел смерти Азраиль, его внешний вид и наличие/отсутствие страха зависит от того, верующим ли был человек. К верующим он приходит в белом одеянии, приветствует его и сообщает о радостной вести(Рай), к неверующим же он приходит в тёмно синем одеянии и сердца их наполняются страхом, приветствие в этот раз содержит фразу "враг Бога" и ознаменует вечное мучение в Аду.
- существует также мучения и благоденствия в могиле перед Судным днём, мучениям в могиле могут быть уготованы для верующих тоже за определённые грехи, они заключаются, например, в уменьшении объема могилы, в некоторых случаях до сильного сдавливания рёбер.
Благоденствия же, наоборот, в увеличении размера могилы и света в ней так, что пребывание там приятно для человека.
- далее, после конца света, следует Судный день, это крайне обширная тема, которую я не возмусь описывать полностью, суть такова, что вид людей будем соответствовать их вере и поступкам, благочестивые верующие будут в чистом светлом одеянии на лошадях, грешники будут в оборванной одежде.
- апогеем же является вхождение людей в Рай и Ад. Важно отметить, что и верующие могут пребывать в Аду за свои грехи, но не вечно. Врата Рая закроются тогда, когда последний верующий выйдет из Ада и войдёт в Рай. 

1

Расскажите, пожалуйста, подробнее чем ваххабиты отличаются от Ислама, в частности от ханбалитского мазхаба, в основах веры.

+1
Ответить

С удовольствием, но сразу оговорюсь: не совсем корректно говорить, что ваххабиты, например, каким-то образом отличаются от ханбалитского мазhаба и как-то по-другому от маликитского, просто потому, что мы рассматриваем вопросы акъиды(вероубеждений, они же основы веры), а эти знания у мазhабов в сущности не отличаются. Об этом я писал здесь: http://thequestion.ru/questions/81097/obyasnite-prostymi-slovami-i-analogiyami-chto-takoe-mazhab-v-islame-kak-mazhaby-otlichayutsya-i-kak-vzaimodejstvuyut-ih-predstaviteli 

Так же оговорюсь, что сейчас школа Имама Ибн-Ханбали практически не сохранилась ни учёными представителями, ни последователями.
Однако истоки вопроса мне известны. Дело в том, что ваххабиты и, возможно, другие сектанты, в какой-то момент времени, причисляли себя к последователям данного мазhаба. Так же, как они называли и иногда называют себя саляфами или их последователями. Такая мимикрия им присуща так же, как и трансформация убеждений. 

Теперь к вопросу. 
Ваххабитов, как и многих других сектантов отличает то, что они допускают прямой перевод Священного Кур`ана и хьадисов, который недопустим единогласным мнением учёных Ислама. Именно в этом состоит причина их отклонение от убеждений Мусульман, т.к. такие переводы рождают грубые ошибки и противоречия.

Поясню: 
в Кур`ане есть аяты, которые называются "мухкамат" - ясные по смыслу, а есть аяты "мутташабихат" - неясные, требующие толкования. О существовании этого разделения сказано в суре Аль-Имран, в аяте 7.

Если кратко, то первые ясны настолько, что их нельзя понять никак иначе, в них не может быть никаких расхождений. В аяте(3;7) сказано, что они - основа книги(Кур`ана).
С аятами мутташабихат существенно сложнее из-за того, что в арабском языке у одного слова может быть более 20-ти значений. Соответственно,чтобы толковать данные аяты нужно иметь очень высокую степень знания в основах религии, истории и, что очень важно, - в знании арабского языка.

Для примера, самыми известным и общепризнанными толкователями Кур`ана являются Мухьаммад Ат-Табари и Абу Абдуллаh Аль-Куртуби и, если мне память не изменяет, их тафсиры(толкования), содержат 13 и 10 томов соответственно. И это, внимание, толкование с арабского на арабский, для арабов, которые и так знают арабский. 
Я думаю, пояснения о допустимости переводов на русский язык одним томом на другие языки - излишни. 

Теперь затронем историческую сторону вопроса. 
В Исламе очень важным аспектом для определения достоверности является "цепочка достоверности", которая должна идти строго до Пророка Мухьаммада(мир Ему) и только через достоверных людей с идеальной биографией.
Такой цепочки нет ни у одной секты, ваххабиты не исключение. 
Если мы посмотрим на учёных, на которых они ссылаются, то самым "ранним" из них будет Ахмад Ибн-Теймия 13-14 века(которого, кстати, в его время судил шариатский суд и несколько раз он сидел в тюрьме за свои убеждения), далее будет многовековой провал, вплоть до появления в 18-м веке Мухьаммада Ибн Абдуль-Уаххаба, по имени которого и было названо данное течение.
В то время, как историю Ислама от Пророка до наших дней можно описать стройной цепочкой видных учёных.
При необходимости, могу предоставить варианты данных цепочек.

Теперь к самой сути заблуждений данного течения.

- они придают Богу тело, место, направление и другие недостойные Бога вещи, которые в Исламе недопустимы по отношению к Богу.
Например, из-за некорректного толкования одного из аятов, они говорят, что Бог якобы имеет ступню и эта ступня будет в Аду.
На самом деле, общепризнанно среди Мусульман, что Бог не имеет ни образа, ни места, ни направления, а так же ничего, что может быть присуще созданным.
Об этом свидетельствует ясный аят из Кур`ана, который означает: "Нет абсолютно ничего подобного Ему.."(42;11), а так же много других аятов и хьадисов.

- они считают Мусульман, которые не совершают молитву(иногда и за другие грехи) - неверующим.
На самом деле, не совершение молитвы в Исламе - большой грех, но он не делает человека неверующим;

- они запрещают маулид, а тех, кто празднует его считают язычниками, некоторые из ваххабитов прямо говорят, что таких можно убивать.
Такое допущение для убийства у данного течения есть ко многим группам Мусульман, не говоря уже про немусульман.
- они ругают некоторых сподвижников и некоторых жён Пророка, их представители активно клевещут на сподвижников, которые были упомянуты Пророком, как те, кто обязательно будут в Раю.

Это далеко не всех заблуждения данного течения, но надеюсь, что осветить вопрос мне удалось. С радостью уточню всё, что затронул и отвечу на другие вопросы, если смогу.)


+1
Ответить

Спасибо за ответ! Но я, тем не менее, имел ввиду именно акыду и столпы имана. Ведь наряду со пятью столпами Ислама они - основа веры. И насколько мне известно, ваххабитами соблюдаются и все пять столпов Ислама, и шесть столпов имана (несмотря на специфическое понимание божественных атрибутов). 

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить