Вкратце:
Кинокомпании зарабатывают тремя способами:
1) прокат фильма в кинотеатрах (самый большой заработок)
2) продажа фильма на цифровых носителях потребителям (второй по величине заработок)
3) продажа прав на трансляцию фильма в телевизионных и кабельных сетях (наименьший заработок)
После премьеры фильма есть определённое окно (около 4 месяцев), в которое фильм показывается только в кинотеатрах. После этого фильм выходит на цифровых носителях. Спустя ещё некоторое время фильм становится доступен для платного телевидения. И только спустя пару лет фильм становится доступен для бесплатных телеканалов.
Телеканал покупает эксклюзивные права на показ фильма на определённой территории у владельца прав на этот фильм. Права покупаются на определённый срок (3-5 лет). В договоре обычно предусматривается, что за премьерный показ (либо за первый год) телеканал платит 90% от общей суммы по договору, остальные 10% приходятся на остальной срок действия прав.
Таким образом, после выхода какого-нибудь нового увлекательного фильма, мы сможем увидеть его по Первому каналу только через пару лет после его премьеры в кинотеатрах. После этого ещё три года ни один другой канал не сможет показывать этот фильм. За это время Первый канал покажет этот фильм скорее всего только два раза: первый премьерный показ и второй показ ближе к истечению прав на фильм. В итоге получается, что за 8-10 лет с момента выхода фильма мы сможем увидеть его по телевизору всего четыре-пять раз, только на двух, и то не раньше, чем через два года после показа в кинотеатрах.
Именно поэтому промежутки между фильмами и новостями все каналы забивают всякими шоу и сериалами.
Все просто — чтобы показать фильм в переводе, надо и за него заплатить, и за перевод, причем гораздо больше, чем стоит выпуск "Поля чудес". Вот и экономят, пипл же схавает.