Является ли Запад на самом деле цивилизованным и прогрессивным миром, или это просто более умелые хищники?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
5
4 ответа
Поделиться

Ответ будет в любом случае оценочным, истины тут нет. Мое мнение – безусловно является. 
Мое путешествие в Амстердам запомнилось мне именно людьми, от вежливости которых я был в шоке. 

Мы садились в автобус, но не были уверены - дойдет ли он до нужно остановки. Я на плохом английском спросил у водителя. Он увидел, что адрес у меня в телефоне, попросил телефон, вчитался, и закивал говоловой. Мы сели, поехали. Когда нам показалось, что вот она - наша остановка, водитель заметил через весь салон (а автобус большой) и с улыбкой закричал: "Нет, нет, я скажу когда ваша". И действительно сказал - опять через весь салон, и пожелал приятного дня. 

На жд-вокзале мы брали билеты и кассирша, поняв куда нам ехать,  посоветовала взять другой тип билета, который будет нам стоить дешевле. Внимательно смотрела в глаза и было видно - что мы клиенты. 

На другом вокзале, по пути в Роттердам, я не мог найти камеру хранения. Спросил у негра-уборщика, он бросил работу и повел меня через весь вокзал в нужное место. Там я не мог разобраться - камера оказалась электронной (и не совсем понятен был порядок действий) - негр видя замешательство вернулся и не спеша показал мне как ей пользоваться.  Интересное об истории Чем занимались в свободное время обычные люди без смартфонов?Что приблизительно могло ожидать Россию, если бы Александр не отменил крепостное право?Как можно учить историю, когда заранее знаешь, что факты могут быть поддельными?Узнать больше фактов

Постоянно ловишь улыбки людей и улыбаешься в ответ. Я ехал на велике и насвистывал (что мне не свойственно), дама с собачкой заулыбалась и кивнула головой. 

Я, не разобравшись с велосипедом, подрезал девушку - она обернулась и с улыбкой сказала "би кэфул". 

Было дождливый утро и мы приютились на остановке. Туда же спряталась пожилая женщина. Улыбнулась нам, поздоровалась, коротко посетовала на погоду. Они когда улыбаются - это не дежурное и натянутое, они смотрят в глаза, они внимательны, им нравится. 

Это совершенно-совершенно-совершенно другой мир. У иностранцев (а я работал со многими) нет никакой агрессии. Нет желания показать всему миру "железные яйца". Все расслабленные, добрые, улыбаются. Никто не полезет тебе в душу, не будет спрашивать про политические или половые предпочтения - это твое личное дело. Если с тобой не согласны - максимальное возражение это "мое мнение, что...". Или "если вам интересно мое мнение, то я бы сказал...". Сравните с отечественным - "нет" или "ты не прав". 

ЗЫ - дальше можно уйти в политику и обсуждать, кто хищник, а кто нет, но у меня, почему-то нет такого желания :)

Прежде договоримся о термине «Запад». Для меня это – пространство, включающее Европу (Западную, Восточную, Северную и Южную, т.е. ВСЮ Европу), США с Канадой и Израиль. Это пространство объединено общей культурной, исторической, нравственной, политической традицией. Вычленение из этого пространства, например, России, с одной стороны, и всех остальных – с другой, не может быть объяснено рационально и ломает обозначенную выше традицию до неузнаваемости. Политически сейчас Турция и Закавказье относимы к Европе, но в других аспектах той же традиции, они в неё, Европу, включены быть не могут. Поэтому, если вопрос подразумевает противопоставление России и Запада, то в этом случае бессмысленно говорить о том, где есть цивилизация, а где её нет или где она – недоцивилизация, поскольку нам придётся тогда говорить о двух частях одной и той же цивилизации.

В порядке теоретизирования покажу это на следующих примерах, взятых случайно из потока нашего общего наследия, так сказать первое, что на ум приходит, чтоб очень быстро, несколько ниточек из миллиардов нитей, связывающих нас воедино:

- Рождество в Европе или тем более Америке трудно представить себе без «Щелкунчика»;

- Пётр Капица - ученик Резерфорда, Ландау – ученик Бора;

- 28 нобилиатов из России, если не считать выходцев из Польши и Балтии, когда те были в составе Российской империи;

- произведения Толстого, Достоевского, Чехова – часть фундамента евро-американской культуры, равно как и Рахманинов, Прокофьев, Шостакович;

- актёры Голливуда рассказывают в публичных интервью о значении для них метода Станиславского;

- русский авангард первой трети XX в. – часть западной культуры;

- современных анархистов нельзя понять без Кропоткина.

Это я сейчас просто на любительском уровне, по-обывательски, без обобщений.

Поэтому Ваш вопрос нельзя прочитать в отрыве от России. А раз так, тогда где она, цивилизация? Давайте сделаем небольшой эксперимент – составим таблицу в 2 колонки: слева – проявления/достижения цивилизации в том виде, как мы её понимаем, а справа – в какой стране они появились или были созданы. Уверяю Вас, это будет очень однобокая таблица в том смысле, что в правой колонке Вы увидите, наверное, в 90% позиций имя одной из западных стран, включая Россию.

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

На современном Западе за одно противопоставление "цивилизация - варвары" можно заработать клеймо расиста, так что Ваш вопрос сам по себе говорит о неготовности российского общества говорить в современных идеологических терминах (замечу, что это не Ваша или чья-то личная вина, а следствие исторического развития России). Если Вы зададите этот вопрос образованному европейцу или американцу, то он скорее будет Вам рассказывать о разнообразных преимуществах демократии, чем об историческом превосходстве Запада над остальным миром (в то время как у наших соотечественников, особенно у старшего поколения, заставшего брежневскую пропаганду,  подобные рассуждения навевают малоприятные ассоциации с "научным коммунизмом", зато всяческие цивилизационные теории рассматриваются как нечто интеллектуально смелое и прогрессивное).

При этом важно понимать, что демократия - это не "счастье для всех даром, и пусть никто не уйдёт обиженным". В частности, нет особых оснований полагать, что в демократических странах не может быть дискриминации меньшинств или что они всегда проводят ответственную внешнюю политику. Теория демократического мира утверждает, что демократии не воюют между собой, но ничто не запрещает демократиям воевать с авторитарными режимами. В мире очень много несостоявшихся, нестабильных демократий, страдающих от коррупции, раздираемых внутренними конфликтами. Поэтому демократию лучше всего оценивать по тому, как в ней живётся большинству, имеющему право голоса. 

Показать ещё 1 ответ
Ответить