Катерина Тузлукова
февраль 2016.
2024

Почему в современном музыкальном российском мире рок ушел на задний план, и действительно качественным начал становиться хип-хоп?

РоссияМузыкаОбщество
Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

У рока в России было гораздо больше времени на эволюционировение, пик развития рок-сцены в России пришелся на конец 80х - начало 90х. Именно этот период дал нам большую часть коммерчески успешных рок-групп и сформировал рок-движение в целом. 

При этом стоит отметить, что рок-музыки в западном понимании этого направления у нас не было в принципе. У музыкантов того периода не было доступа к музыке коллег по цеху из Европы и США, поэтому наш рок развивался обособленно в согласии с нашим менталитетом. В итоге на пике развития саунд русского рока представлял собой дикую смесь из The Beatles, Высоцкого, Пахмутовой, Creedence Clearwater Revival, Веселых Ребят, Sex Pistols  и Iron Maiden. Это не плохо и не хорошо, просто это так. Благодаря этому в России появились группы с действительно оригинальным по мировым меркам стилем. К примеру, сложно представить появление в США группы со звучанием, похожим на звучание группы "Король и Шут". 

При этом у российских музыкантов того времени не было рок-школ, большинство - самоучки. Поэтому, к примеру, в российском роке того времени почти не было гитаристов-виртуозов - им просто неоткуда было взяться. В результате российские рок-музыканты сильно проигрывали западным по качеству продукта. Исключение, подтверждающие правило - Gorky Park.

Примерно до конца 90х рок в России был чуть ли не мэйнстримом: Арию показывали по центральным каналам, Алиса собирала стадионы, песни Кино вообще стали народными. На этой волне появились новые исполнители, которым достаточно было ориентироваться на уровень музыки своих отечественных старших братьев. На сцену вышли Би-2, Мумий Тролль, Земфира и прочие.

А потом у людей появился интернет, который дал слушателям понять, что отечественный рок - это не совсем тоже самое, что западный. Молодые музыканты начали уже ориентироваться не на Гребенщикова и Цоя, а на Rammstein и Coldplay. Естественно, эти молодые музыканты уже не вписывались в концепцию сформировавшейся сцены русского рока, а своей сцены рока западного образца у нас не появилось (не было коммерческой выгоды в её развитии). В результате успешными остаются исполнители, получившие популярность еще в 80-х и 90-х, новых звёзд не появляется. Лучшие материалы о музыке на TheQuestion Подписывайтесь на сообщество TheQuestion | Музыка ВКSunSay ответил на вопросы TheQuestionПочему у певицы Гречки такой псевдоним?Что странного делают фанаты по отношению к своим кумирам?

Хип-хоп же в России начал развитие сильно позже, в середине 90-х. В самом начале у российских рэп-исполнителей получался такой же паноптикум из собственно хип-хопа, эстрадной музыки, панка, евродэнса, рэгги и прочего. Появился тот самый русский рэп, который начал развиваться собственным путем, как и рок. Не было никакой общей рэп-сцены, популярность получали отдельные исполнители, начиная с Титомира и заканчивая Многоточием. Реальная сцена появилась только в начале 00-х, после успеха дебютного альбома "Децла" и других проектов Влада Валова. Это был первый пик хип-хоп движения в России, но это всё еще был русский рэп без понимания "а как там на западе". В этот период выстрелили такие музыканты, как Смоки Мо, Каста, Centr, АК-47. 

Но сами рэп-музыканты осознавали, что делать хип-хоп западного образца у них не совсем получается. Это понимание помогало русскому рэпу подтягиваться к западным коллегам и развиваться на протяжении всех нулевых, и уже в начале 10-х стартовал второй пик развития рэп-движения в России. Но это уже был не старый русский рэп, а качественный рэп западного уровня. Некоторые из музыкантов первой волны смогли приспособиться к новым реалиям, некоторые продолжают развивать старый русский рэп и по сей день. Но с каждым днём старый русский рэп всё сильнее выдавливается из медиапространства.

Резюме: рэп в России смог развиться до качественного продукта, так как на пике развития российские музыканты имели неограниченный доступ к качественной западной музыке и желание на неё ориентироваться. Рок-музыканты сперва не имели доступа к западной музыке, а когда доступ появился - сцена и звучание были уже сформированы и музыканты не захотели переориентироваться.

Ответить