Как развивался шиизм после исчезновения имама Мухаммада аль-Махди?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Аль-Махди не просто пропал. Согласно шиитской традиции он ушел в сокрытие, чтобы однажды вернуться и уничтожить тиранию и гнет. 

Если прослеживать исторически, то в этот период расходятся Алиды (так называют потомков пророка по линии его внука Хусейна) и Аббасиды(правящая династия Аббасидского Халифата), до того момента заигрывающие с потомками пророка, хотя и, как утверждают шииты и не только они, именно халифы стояли за мученическими смертями имамов. 

С этого периода меняется не только содержание основного лозунга вновь оказавшегося в оппозиции шиитского движения – возвращение власти семье пророка, - но и сам характер борьбы. Вооруженная и политическая борьба отходит на второй план, уступая место полемико-догматическим спорам, что заставляло Аббасидов уходить от политики физического устранения претендентов и постоянно развивать идеологическую доктрину, так как становились сильнее различные религиозно-политические оппозиционные течения. В свою очередь, шиитское движение формировало и развивало религиозно-политическую систему догматов.

Во главе общины иснаашаритов (шиитов-имамитов или двунадесятников) после исчезновения двенадцатого имама Мухаммада ибн ал-Хасана ал-Аскари в течение 60 лет стояли его наместники ("вакиль", с ар. - заместитель, регент). Четвертый вакиль Али ибн Мухаммад ас-Самарри не назначил преемника, так как считал, что совсем скоро появится сам аль-Махди и установит справедливый мир. Логика ас-Самарри основывалась на том, что прошло уже много лет со времени сокрытия, и наступили особо смутные времена, в связи с карматскими народными восстаниями, знаменовавшими собой необходимость социального переворота и установления «царства справедливости на земле».

Как отмечает И.П. Петрушевский, в совокупности с тем, что Буидами (шиитской династией из Ирана) был взят Багдад, а в Африке основан Фатимидский Халифат (шиитская исмаилитская династия Египта) для ас-Самарри были налицо все признаки возвращения «сокрытого имама», поэтому и не было смысла назначать временного заместителя. Период управления имамитской общиной вакилами получил название «малого скрывания», а период после 940 года стал именоваться «великим скрыванием двенадцатого имама». Примерно тогда же существует шиитское государство Хамданидов. Интересное об истории Чем занимались в свободное время обычные люди без смартфонов?Что приблизительно могло ожидать Россию, если бы Александр не отменил крепостное право?Как можно учить историю, когда заранее знаешь, что факты могут быть поддельными?Узнать больше фактов

То есть, можно констатировать, что судьба шиизма связана дальше уже с теми государственными образованиями, находящиеся у власти династии которых его принимают.

Далее шиизм начинается переплетаться с суфизмом. То же происходит в эпоху монгольской власти ильханов Хулагуидов (существуют серьезные подозрения на тему того, что отдельные ильханы принимали шиизм и проводили прошиитскую политику). На территории Ирана почти век существовало Сарбадарское государство с шиито-суфийской риторикой, которое положило конец монголам. В итоге, судьба шиизма оказывается прямо связана с большим государственным образованием Сефевидским Ираном, империей, чей шах Исмаил Хатаи (будучи тюрком этнически) с 1501 г. принимает на себя статус защитника шиитов в противовес султану Османской империи (также тюрк), объявившим себя халифом всех мусульман. Таким образом, дальше судьба шиизма выразилась в противоборстве двух государств - суннитской Османской империей и шиитским Сефевидским Ираном. Но использование той или иной идеологии в большей степени было политическим решением - это позволяло разграничить свою власть императорам двух держав, просуществовавших с видоизменениями (порой существенными) до 20 века. 

Постарался наиболее кратко. Буду рад дополнениям и поправкам. Подробнее об этой теме можно почитать у: Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XVвеках. Л., 1966.

Ответить