Это такая крутая философская онтологическая и гносселогическая концепция. Исторически её характеризуют как марксистскую, или же пост-гегельянскую.
Основной постулат, к которому можно свести — материальное детерминирует идеальное.
Отличительная черта диамата в том, что рассматривая диалектическую связку, он неизменно выявляет основное (детерминирующее) — материальное — и вторичное (детерминируемое) — идеальное.
Говоря чуть более конкретно: политика и экономика. Экономика это базис, который детерминирует свою надстройку — политику.
Как и любая диалектика, эта гноссеологическая концепция уточняет, что не всё *так просто*. Что одна и та же вещь в одном диалектическом противоречии является второстепенной (детерминируемой), но в другом противоречии она будет уже ведущей (детерминирующей).
Другие тезисы диамата:
– объективный фактор относится к категории материальное, субъективный к категории идеального;
– вступая в диалектическое противоречие, вещи показывают одновременно и свою взаимоисключаемость и единство;
– исходя из предыдущего, такие противоречия называют диалектически тождеством и диалектическим противоречием. Оба словосочетания означают одно и то же;
– движение бывает количественным и качественным;
– противоречие является источником качественного движения;
– качественный скачок является следствием накопления определенных количественных изменений, в следствии которых вещь (части которой вступали в противоречие) приобретает новые свойства, и новые противоречия, которые снова приводят к качественному развитию;
– эту цепочку движения так же называют тезис-антитезис-синтез;
– противоречия могут иметь открытый (антагонистический) характер, а могут носить скрытый, (неантагонистический) характер.
Если я раскрою все эти тезисы, выйдет совсем нечитабельная простыня, поэтому ограничилась лишь их обозначениям.
Всё, что я выделила италиком — философские категории. Стоит луркануть, что они означают в философском контексте, иначе высок риск понять текст неправильно.
Если надо/захотелось подробно разобраться с тем, что это и зачем, то советую почитать собственно Маркса-Энгельса (того же Анти-Дьюринга), можно Мао (О противоречии) или даже [не стоит пугаться бренда] Сталина (Об историческом и диалектическом материализме).
C позиции диамата, если материальное детерминирует идеальное, значит ли, что детерминизм абсолютен?