Следует ли из ограничения Бекенштейна, что число возможных людей и вообще разумных существ конечно?

Ответить
Ответить
Комментировать
3
Подписаться
3
1 ответ
Поделиться

На мой взгляд, вопрос предполагает рассмотрение по крайней мере в двух аспектах: физическом и метафизическом.

В физическом плане любые ограничения или пределы (в том числе Бекенштейна, Бремерманна и т.п.) заведомо означают, что речь о неких конечных величинах, пусть и о весьма больших. В противном случае, когда "вылезает бесконечность", теряется физический смысл. Можно, конечно, по-разному, относиться к мировоззренческим сторонам "Физики бессмертия" Франка Дж. Типлера (http://goo.gl/h5iVTg), но в принципе он прав, когда утверждает, что поскольку человеческий геном информационно конечен, то "простая симуляция всех жизненных форм, которые могут кодироваться ДНК (информационная стабильность требует, чтобы это число было конечным) будет включать и всех логически возможных людей" - т.е. число их также конечно.

Однако в плане метафизическом нуждается в предварительном анализе смысл самого выражения "возможное разумное существо". Применительно к человеческому индивиду с его конкретной телесной организацией о возможности (заключённой в том же геноме и предшествующей действительности) говорить, по всей видимости, имеет смысл. Но применима ли вообще категория возможности к тому, что является личностной ипостасью человека? Имеет ли место некое онтологическое предсуществование ("возможность") этой абсолютно уникальной "сингулярности", которая сверх всего индивидуального и не редуцируема ни к каким индивидуальным характеристикам и ко всей их совокупности? Вот этот вопрос по-прежнему остаётся открытым, не имея пока однозначного физического, биологического, социального, метафизического и даже теологического решения.

1
Прокомментировать
Ответить