Masha Belozerova
апрель 2017.
1939

Имеют ли литературную ценность произведения Стивена Кинга? И в чем она заключается?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
12
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Сила Кинга как писателя держится на двух основных вещах.

Первое - его мастерство рассказчика, умение держать ритм, интриговать, создавать "крючки" интриги даже в рамках абзаца. Это особое умение, особое мастерство и особый талант, которым Кинг владеет независимо от того, каковы остальные качества его текста. Среди его книг есть блестящие, есть хорошие, есть средние и есть плохие. Но большинство из них читаются одинаково интересно. Имеет ли ценность подобное умение? Безусловно.

Второе - его умение обрисовать обширную метафорическую ситуацию, которая умещается в рамках одного предложения. "У девочки, которую подвергают унижениям в школе, открываются телекенетические способности", "Безумная фанатка держит любимого писателя у себя в плену", "Собака заболевает бешенством" и так далее. Но ни одна из этих ситуаций, на самом деле, не описывает только сказанное прямо. "Кэрри" - роман о подростковой жестокости, а не о телекинезе, "Сияние" - роман об алкоголизме и домашнем насилии, а вовсе не о отеле с привидениями, "Оно" - роман о том, как неизбежно меняясь мы остаемся сами собой с детства и до самой смерти.

Главный талант Кинга, его основная сила, именно в умении создать такую метафорическую ситуацию, которая на первый взгляд кажется чем-то уникальным, хотя, на самом деле, говорит о самых сущностных вещах. Все мы, как герой "Кладбища домашних животных" теряли близких и чувствовали невозможность, несправедливость этого. Как герои "Нужных вещей" мы порой готовы заплатить что угодно, лишь бы Желаемое стало нашим, не осознавая, что наше Желание - силуэт нашего несовершенства. Как герой "Возрождения" мы иногда смотрим в лицо смерти и не можем увидеть в нём ничего, кроме собственных страхов.

Часто приводимый в заслугу Кингу психологизм вырастает именно из этого умения создать фантастическую историю, в которой есть обширная и точная метафора для обыденных вещей, в которой больше реальности, чем в нашей обыденной жизни. На это нужен, без дураков, большой литературный талант.

Из чуть менее значительных литературных ценностей:

• Повествование и структура текста идеально для чтения с экрана (есть мнение, что Кинг сделал мини-революцию, когда стал писать абзацы размера, которые умещаются на мониторе компьютера, что-то такое когда-то проделал Хемингуэй, чьи романы можно читать в трамвае или кафе и не терять нити повествования);

• Перенесение жанра готической литературы, литературы хоррора в мейнстрим, что требует определённого мастерства;

• Использование приёмов высокой литературы в своих романах - мифологическое пространство романа "Оно", где первая фраза новой главы синтаксически продолжает последнюю фразу предыдущей, фразы-лейтмотивы ("О, потерянная!") и поток сознания - перенести инструментарий Джеймса Джойса, Марселя Пруста и других в пространство истории об ужасе в захолустном городке Новой Англии не так просто, как кажется.

• Так же как Кинг перенес законы жанра литературы ужаса в современные условия, так же он и переступает их в поздних романах, когда его начинает интересовать не сама ирреальная ситуация в точке столкновения сил, а круги на воде, которые вызвало это столкновение ("Возрождение", "Страна Радости"). Переступить через законы жанра - всегда смелость, а если это получается хорошо, то без таланта не обошлось.

Ценность (не только литературная, кстати) определяется в контексте задачи или цели, которые рассматриваемый объект помогает или не помогает решать. Даже третьесортное чтиво вполне себе ценно в контексте задачи развлечения своей целевой аудитории. Нужно быть снобом, чтобы не разглядеть ценности в вещах, даже если всё в них вам не нравится.

Меня настораживают рассуждения о некой абстрактной ценности, т.к. они неизбежно переходят в разряд мнений и вкусовщины. Никакого понимания такой подход не даёт и не может дать.

Поэтому короткий ответ на ваш вопрос. Да. Длинный ответ - неисчерпаем по причине неисчерпаемости целей и задач, которые могут стоять перед литературой.

Ответить