Почему людям смешно, когда кто-то падает?

4002
14
0
20 февраля
17:26
февраль
2016

Вообще, смех происходит от животного угрожающего оскала. Когда животное кому-то угрожает, оно показывает свои зубы, типа, "гляди, что я с тобой сделаю вот этими вот острыми зубами". 

Но у демонстрации зубов есть и другой смысл. Прямо противоположный. Типа, "гляди, какие у меня зубы, но я ими ничего тебе не сделаю, потому что ты душка и я тебя люблю". Таким образом смеются и улыбаются очень многие животные (раскрытая и расслабленная пасть, поднятая морда, подставленная шея и тп). У нас улыбка и смех имеют те же корни. 

Когда мы улыбаемся, мы показываем своё одобрение. Когда мы смеёмся над грубой шуткой, то тем самым мы демонстрируем, что "штука груба и бестактна, я мог бы тебя за неё сожрать, но я этого не сделаю". Ну, это если очень поверхностно описать. Вот таких вот вариантов смеха очень много. И у всех у них посыл один: я тебе не угроза.

Так вот, когда человек падает, он уязвим. В этот момент на него легко напасть, легко убить или сделать что-нибудь плохое, воспользовавшись его положением. Соответсвенно наша реакция, смех, есть ни что иное, как демонстрация этому человеку того, что мы этой его неудачей не собираемся воспользоваться. 

Дополнительно вместе со смехом в организме вырабатывается гормон эндорфин (и ещё куча всего, но вдаваться в подробности не будем), который дополнительно расслабляет и успокаивает организм, помогая избежать стресс. Разницу легко заметить, когда какая-то шутка вам не кажется смешной. В этот момент организм сталкивается с преодолением опасности и испытывает не самые лучшие моменты. Вот чтобы избежать этого стресса и включается механизм смеха.

16
2
февраль
2016

Аристотель определял смех как катастрофу без последствий, то есть как особую форму преодоления страха.
Мы смеемся над тем, что могло бы нам угрожать, но на данный момент абсолютно безопасно. 
Если падает близкий нам человек, например, то нам вероятнее всего будет ровно настолько смешно, насколько безопасным будет падение.

Данил КолосковОтвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
0
октябрь
2016

Человек, который сможет ответить на этот вопрос, совершит открытие. Почему мы смеемся над тем, что при серьезном рассмотрении совсем не является смешным? Почему мы вообще смеемся? Зачем нужен смех? Какую эволюционную роль он выполняет?

Французский философ Анри Бергсон тоже задавался вопросом о природе смеха и юмора. И пришел к такому выводу: смех требует от смеющегося кратковременной "анестезии сердца", он обращается к чистому разуму, минуя чувства. Именно эта "анестезия сердца" заставляет нас взглянуть на ситуацию со стороны. Падающий человек - это всего лишь один из элементов комедийного сюжета. А по сути - почти каждый сюжет комедийного фильма или сериала построен на тех или иных неудачах главных героев.  Нормально ли над этим смеяться? Ведь, героям комедии плохо физически и морально? Если большинство людей смеется, значит это норма, значит это нормально.

По-другому мы будем воспринимать падение человека вне фильма. Смех должен быть уместным - он требует определенных времени и места. Только вот рамки "времени и места" довольно условны и зависят от социального контекста. Даже "физиологический" смех от щекотки требует соблюдения норм этикета - вы не можете подойти на улице к первому попавшемуся человеку и начать его щекотать - ему не будет ни щекотно, ни смешно, а вам дадут по морде. Более того, нельзя пощекотать самого себя - вам тоже не будет от этого смешно. То есть смех/юмор предполагает соблюдение общественных норм и правил. Можно смеяться над фильмом "Смерть на похоронах", но нельзя смеяться на настоящих похоронах. По мнению ряда исследователей, необходима определенная дистанция и ощущение безопасности для того, чтобы какая-то ситуация расценивалась как смешная.  Банальное падение будет тем смешнее, чем менее реальным оно будет выглядеть в вашем сознании - например, вы не знаете упавшего человека, а еще лучше если этого человека не существует вовсе - это мульт-персонаж. Если человек смеется над мультяшными зверушками, которые отрубают друг другу лапки бензопилой - это нормально, это ирреальная ситуация, этого не происходит на самом деле, подобная картина может быть типичным элементом черного юмора. Но если человек смеется над оторванной лапкой хомячка в реальности - то у этого человека большие проблемы с головой. Неуместный смех - один из симптомов различных психических отклонений.

5
0
показать ещё 12 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта