Главная тема романа Харпер Ли «Убить пересмешника» — несправедливость, порожденная расовой сегрегацией, шовинистическими предубеждениями против чернокожих. Роман Умберто Эко «Пражское кладбище» позволяет взглянуть на изнанку шовинизма, увидеть, как он «делается»: герой этого романа — фальсификатор, составляющий «Протоколы сионских мудрецов». Кроме того, Эко включал расизм в список типических признаков фашизма.
Пожалуй, других параллелей мы не найдем: это совершенно непохожие авторы, авторы из разных вселенных. Писательница, выпустившая один знаменитый роман с очень ясным месседжем в 1960-е и после этого молчавшая 55 лет («Пойди, поставь сторожа», вышедший в прошлом году, — отвергнутый первоначально ранний вариант «Пересмешника») — и профессиональный филолог и культуролог, ставший родоначальником интеллектуального бестселлера; научивший десятки писателей, от интеллектуалов вроде Пелевина до масс-культурщиков вроде Дэна Брауна, играть с высокими смыслами и высоколобыми аллюзиями в доступной форме; охотно высказывавшийся на актуальные темы от антидарвинизма до WikiLeaks. Что у них общего? Дата смерти. Две известных экранизации. То, что оба они были настоящими писателями.