Артём Мотошкин
февраль 2016.
1546

Как эффективнее всего учить ребенка читать?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Наиболее методически верным является звуко-буквенный метод обучения чтению.
К моменту начала обучению у ребенка должны быть сформирована звуковая система речи, проще говоря - поставлены все звуки (оговорка - всеми любимые [Л] и [Р] в норме в чистом виде могут появиться к 5-6 годам, а читать учат и раньше. В этом случае важно чтобы ребенок правильно слышал эту звуки и не путал их по звучанию и произношению  с другими, иначе в собственной речи и чтении будут ошибки). Следует заметить, что в русском языке 42 звука (почти все согласные бывают твердые и мягкие; Е, Ё, Ю, Я - это не звуки, а буквы), а в русском алфавите 33 буквы (и звук [Л] - это не буква "Эл"). Смешение этих понятий и является основной ошибкой, которую допускают родители при самостоятельном обучении чтению (буква "Эл", буква "Эм", буква "Пэ", вот и будет вам "Элаэмпэа" вместо "Лампа"). Собственно этапы работы:
1. На слух выделяется звук из речевого потока ([Л], к примеру)
2. Дается его характеристика (согласный, звонкий, твердый)
3. п.1 и п.2 повторяются при наличии мягкой пары согласного

  1. Звуки [Л] и [Л'] соотносятся с буквой "Л", дается ее алфавитное название и ребенку объясняют, что буква "Л" обозначает 2 звука: [Л] и [Л'].
  2. При изучении каждого нового согласного ребенку напоминают, что если буквы, обозначающие мягкость предыдущего согласного (И, Е, Ё, Ю, Я) и буквы, обозначающие твердость предыдущего согласного (А, О,У, Э, Ы).
  3. Объясняем, что для правильного прочтения слога "Ла" сначала смотрят на гласный, вспоминают, что он обозначает твердость и произносить будем [Л], а не [Л'] и читаем.
    Важно запомнить:

чтение должно быть послоговым, а не побуквенным;
последовательность изучения букв устанавливается частотой их употребления в речи;
обучение письму и чтению происходит параллельно;
процесс должен носить обучающую и воспитывающую направленность;

существуют предпосылки к обучению чтению, про которые нельзя забывать;
обучение должно строиться в форме игры (для дошкольника), иначе ребенку будет сложно и скучно, обучение станет для него чем-то вроде наказания и привить любовь к чтению в будущем будет сложнее.
И на личном опыте - дети читают в тех семьях, где читают взрослые. Родительский пример - самый важный и авторитетный для малыша, поэтому я в 3 года принесла маме книгу и сказала "Учи!", а в 5 уже читала про себя, когда мои товарищи по группе детского сада топили буквы разрезной азбуки в каше. 

Удачи!

3
-1
Прокомментировать

Если Вы о процессе обучения, начните с обучения чтению слогов. Это хорошее начало. И после изучения всех слогов давайте сказки, например, или какие-то истории для чтения. Затем будет гораздо проще идентифицировать слоги в тексте и складывать слова. (Уверена в методе, так как меня учили читать по такой технике)

2
0
Прокомментировать

Если речь идёт не об освоении алфавита, а о приучении к чтению, то расскажу о своём опыте - его на мне применили мама и дедушка, послушав знакомых, успешно опробовавших его на своих детях. Нужна книжка с картинками. В книжке мало - но интересного - текста, и много картинок, желательно цветных. Связная, незамысловатая история. Картинки соответствуют происходящему. В моём случае меньше чем за месяц из девятилетнего оболтуса получился книжный червь, уже через год перечитавший всю Алису Кира Булычёва - почти без картинок. А ещё через пару лет - несколько томов детских энциклопедий.  

И ни в коем случае не заставлять читать, особенно книжки без картинок. У меня от этого уже после после трёх страниц начинала физически болеть голова. Так что, даже если поощрять за чтение какими-то благами, к самому чтению это любви не привьёт.

1
0

Здесь вопрос все-таки учить, а не приучить

0
Ответить

Это тоже потом пригодится.

0
Ответить
Прокомментировать

Мне рассказывал папа, как учил меня читать. Буквы я знала, а вот последовательно их читать не могла. Он вводил на клавиатуре по буковке и я в ворде видела как они появляются друг за другом и читала по порядку. Потом, понимая, что я прочла,научилась читать полноценно.

1
-1
Прокомментировать

Если вы говорите именно об эффективности, то существуют специальные курсы и практика позволяющая обучить детей процессу учебы (простите за тафталогию). Проблемы у детей с учебой в том, что учеба тяжело дается и медленно все учится. Если учеба будет быстро и эффективно проходить, то и ребенку будет интересно и легко. Если вам будет интересно - вот тут почитайте подробней: https://advance-club.ru/, https://advance-club.ru/child_learn_training/

0
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью