Слава Веревкин
февраль 2016.
5427

Посоветуйте, пожалуйста, хорошую литературу по истории театра вообще и русского театра в частности?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
16
3 ответа
Поделиться

Прежде чем предложить ту или иную наиболее оптимальную подборку книг по данному вопросу, будет уместно сказать несколько слов и о том, что следует понимать под «хорошей» литературой по истории театра.

Вопрос о том, как писать историю театра, – вопрос далеко не праздный. Различия современных методов исследования истории театра подчас не только весьма существенны, но и вступают друг с другом в очевидный конфликт (притом даже в отношении того, что именно следует понимать под театром). И все же – несмотря на имеющиеся сложности и противоречия – можно выдвинуть актуальные и при этом интуитивно понятные для всех критерии «хорошей» литературы по истории театра, а именно – уверенное владение автором фактическим материалом в совокупности с последовательным анализом. Исходя из этих критериев, и был составлен следующий список – безусловно, не исчерпывающий, однако вполне достаточный, чтобы позволить сориентироваться в этом вопросе:

  1. Учебник «История зарубежного театра» (отв. ред. Л.И. Гительман)

Главы этой книги составляют в совокупности базовый набор современных знаний по истории театра от его возникновения и до сегодняшнего дня. Учебник написан российскими профессиональными исследователями театра (прежде всего представителями ленинградской театроведческой школы, заслуженно славящейся мощным формальным анализом спектакля) в соответствии с академическими требованиями к ясности и строгости языка, что впрочем не означает наличия какого-либо терминологического ценза. Акцент делается на истории театра как на истории спектакля, при этом достаточно подробно разбирается и драматургия. Кроме того, стоит сказать, что несмотря на то, что отдельные главы писались разными авторами, текст учебника достаточно хорошо сбалансирован и стилистически выверен.

  1. Константин Рудницкий «Русское режиссерское искусство: 1898 – 1907» и «Русское режиссерское искусство: 1908 – 1917»

Ставшая уже классической дилогия Рудницкого подробно анализирует становление режиссерского театра в России, т.е. именно тот период, который вполне обоснованно можно считать одним из наиболее ярких и продуктивных в истории русского театра. Книги Рудницкого – это вдумчивое путешествие по истории русского театра от Чехова к футуризму, несколько консервативное в эстетическом плане, что вместе с тем не мешает ему быть одновременно серьезным и увлекательным чтением.

  1. Мартин Эсслин «Театр абсурда»

Также ставшее классикой исследование, но теперь уже западного автора и посвященное театральному абсурдизму. Конфигурация современного театра многим обязана абсурдизму, а потому его стоит знать если уж и не из интереса к прошлому театра, то – как минимум – ради интереса к его настоящему. Книга Эсслина написана абсолютно дружественно даже по отношению к неподготовленному читателю, и единственным ее недостатком можно считать некоторый литературоцентризм. Явным центром повествования является драматургия, а разговор о непосредственном сценическом воплощении того или иного текста возникает лишь в случае крайней необходимости.

  1. Ханс-Тис Леман «Постдраматический театр»

Ситуацию, которая сложилась вокруг этой книги современного немецкого театроведа, вполне можно охарактеризовать как скандальную. Одни обвиняют Лемана едва ли не в непрофессионализме, другие же, напротив, видят в нем авангард исследований театра. Впрочем такая реакция вполне объяснима – Леман совершил не просто смелый, но предельно рискованный интеллектуальный жест, а именно – он попытался описать театральную ситуацию, по отношению к которой еще нет существенной дистанции и которая многими воспринимается как сегодняшняя. Надо признать, что при всех своих недостатках предпринятая автором попытка оказалась не такой уж и безуспешной: выдвинутая Леманом концепция постдраматического театра стала полноправной частью современного театрального сознания.

  1. Виктор Березкин «Театр художника: Россия. Германия»

В отличие от европейских российские исследования по истории театра зачастую куда более скромны в плане выдвигаемых концепций, и если случаются исключения, то они по понятным причинам обращает на себя особое внимание. Предложенная Березкиным концепция театра художника, т.е. театра, в котором на первое место выходит мощная визуальная драматургия, не бесспорна, но, безусловно, интересна. Кроме того, одним из наиболее значимых достоинств этой работы следует считать наличие достаточно подробных описаний – в том числе и постсоветских – российских спектаклей.

  1. Научно-исследовательский проект по творческому наследию В.Э. Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам», 1914 – 1916 (в 2-х томах)

Едва ли можно было представить, что тексты столетней давности в сочетании с актуальными научными комментариями способны стать не только ценным источником информации, но и составить увлекательную сюжетную линию, благодаря которой с удивительной яркостью открывается целая эпоха. Но поразительным образом именно это и произошло в случае с названным изданием. Незаурядный труд кропотливых исследователей позволяет увидеть в текстах мейерхольдовского журнала «Любовь к трем апельсинам» такую чрезвычайную плотность смыслов, которая была доступна лишь современникам и которая неизбежно исчезает при чтении без такой подробной реконструкции контекстов.

  1. Роузли Голдбер «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Книга Голдберг, без сомнения, выбивается из предложенного общего списка рекомендуемых изданий, но смысл включить сюда и ее тем не менее есть. И сделать это следует сразу по нескольким причинам. Прежде всего стоит указать на то, что отношения театра и перформанса нельзя считать однозначно проясненными (что, безусловно, не означает того, что попытки внести ясность не предпринимаются вовсе), а потому, говоря о современном театре, все-таки не лишним будет знать и контекст перформанса хотя бы в качестве параллели театральному искусству. Кроме того, сама Голдберг, уходя от какого-либо жесткого определения перформанса, подчас и вовсе не производит различения театра и перформанса, за счет чего в ее книге появляются и те работы, которые традиционно считаются работами театральными.

10
-1
Прокомментировать

Есть отличное издание "История русского драматического театра" в 7 книгах от издательства "Искусство", в котором подробно разбирается история русского театра от истоков и до 1917 года. К сожалению, имею только первые 5 книг.

3
0
Прокомментировать

По русскому театру обязательно стоит прочитать:

  1. Бескин Э. М. История русского театра.

Книга погружает в контекст развития русского театра с XVIII века: здесь вы встретите информацию о крепостных, городских и усадебных театрах, их репертуаре, актерах и меценатах.

  1. Н. С. Ашукин, В. Н. Всеволодский-Гернгросс и Ю. В. Соболев. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков.

Еще советская, но очень качественная хрестоматия, изданная в 1940 году. Специфическая книга, охватывает тонкости, которые не встретить в учебной или научно-популярной литературе.

Очень полезно почитать воспоминания современников. В списке обязательного чтения — книга К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве» и «Театральный роман» М.А.Булгакова.

По истории западноевропейского театра посоветовала бы еще две книги:

  1. История западноевропейского театра (в двух частях). Мокульский, С.С.; Изд-во: СПб Лань, 2011 г.

  2. Из воспоминаний современников — «Театр» Жана Кокто.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью