Дарья Доронина
февраль 2016.
46140

Почему наш мозг так восприимчив к золотому сечению и как это работает?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
35
9 ответов
Поделиться

В действительности вопрос пристрастия человека к «золотому сечению» имеет весьма простое объяснение. И кроется оно в области эволюции.

Дело в том, что понятие красоты для человека является некоей константой. Оно аксиомично. Вся окружающая нас материя построена по одним и тем же законам. Мы не являемся исключением. Эволюционно человек воспринимает, как положительное, гармоничное и красивое все, что отвечает этим законам в полной мере, несет в себе признак «эволюционного здоровья», потому что в этом случае такие предметы и живые существа являются приемлемыми и полезными для эволюционного усовершенствования и сохранения вида, продолжения рода.

Именно потому мы любим симметрию и именно потому симметричные люди кажутся нам красивей асимметричных. Асимметрия — признак генетического, эволюционного нарушения, отклонения, нежизнеспособности, обуславливающего низкие характеристики по отношению к существующему миру и его физических и прочим законам. А значит такие объекты представляют для нас опасность, неполезность, дефективность и должны вызывать в нас чувство отвращения, дисгармонии, дискомфорта, неудобства, дабы мы могли их избегать.

Таким образом умение «ощущать» золотое сечение является эволюционным механизмом, помогающим нам сохранять и улучшать наш вид. А получили мы его в результате естественной эволюции.

118
-47

но это же очевидный факт, что человеческое лицо несимметрично, а если наоборот, взять одну половину лица человека и симметрично её отразить, получившееся лицо не будет восприниматься как гармоничное. Или это уже мелочи, и речь идёт о симметрии более общей (глаза, уши, руки и т.д. парно соответствуют друг другу, и можно пренебречь тем, что они могут относительно друг друга быть меньше, находиться выше или ниже и т.п.)?

+44
Ответить

Дело в том, что некоторые асимметричные отклонения подчеркивают красоту только в случае, если они отвечают принципу "золотого сечения". Так же, как и на пустой лавке Вы выбираете стык между четвертой и пятой четвертью длины, чтобы присесть. Если Вы владеете анлгийским языком, Вы можете более подробно ознакомится с одним из исследований на эту тему (пруф)  http://www.alittlelab.com

+2
Ответить

А как найти эту пятую четверть длины?

+14
Ответить
Ещё 11 комментариев

Наш мозг делает это за нас в автоматическом режиме :)

+1
Ответить

"Асиметрия - признак генетического, эволюционного нарушения, отклонения, нежизнеспособности, обуславливающего низкие характеристики по отношению к существующему миру и его физических и прочим законам."

Ну понятное дело - куда, мне несимметричному, до симметричной морской звезды, она просто верх эволюции...

+16
Ответить

Пропорция "золотого сечения" - хороший пример асимметрии!

+17
Ответить

Четвёртой и пятой четвертью длины - наверное, все же опечатка? :) имелось ввиду расстояние, составляющее 70-90% всей длины? Или нет? Словосочетание "пятая четверть" смущает.

+6
Ответить

Александр, можно ссылку на исследование с предпочтениями выбора места на лавке? На сайте, ссылку на который вы дали, об этом ничего нет. Более того, на том сайте нет ничего про связь между золотым сечением в асимметричности черт лица и его привлекательность.

+5
Ответить

Что-то в нашем супер симметричном теле сердце одно и слева а мужские яички расположенные на разной высоте тоже не норм и гинет отклонения? И уж если на то пошло, не так человечий глаз и воспринимает  логарифмическую спираль и золотое сечение. Для принятия образа, требуются множество других факторов, масса, пятна, плотность, размер и объем. И общее содержание.  Есть множество примеров, где композиция противоречит всем законам, однако находит внутренний отклик и приятие.

+4
Ответить

OLESYA DNIKHVA, сердце одно, потому как два нам просто не нужно. Позвоночник же тоже один и это никого не смущает. Кроме того в природе нет абсолютно идеальной асимметрии, но пусть Вас не смущает этот момент, так как некоторые отклонение от идеала являются абсолютной нормой. Весь вопрос не в факте наличия отклонений от идеала, а в конкретных отклонениях - одни есть хорошо для эволюции, а другие - неприемлемы.

Что же касается мужских яичек, то это как раз прекрасный пример полезной асимметрии. И такие моменты лишь подчеркивают правило природной симметрии.

Прелесть законов природы в том, что они существуют вне зависимости от того, верим мы в них или нет.

-2
Ответить

Как легко автор ответа запостулировал понятие красоты - что, мол, оно аксиомично и всем понятно и у всех одинаково. Лучшие гуманитарные умы бьются об эту красоту несколько тысяч лет, а тут так легко - але - оп и готово)

+22
Ответить

Время  от   времени  правильные  симметричные  предметы  вызывают у меня  панику и  чувство  страха.  Особенно  если это 3д  модели.  Что со  мной не  так?

+1
Ответить

Почему же тогда в одно время была мода на толстых девушек и это считалось красивым? 

Понятно, что это подчеркивало статус девушки, мол худая - значит из бедной семьи и т.д. Но что делать с этим правилом красоты?

+4
Ответить

Золотое сечение - это не четверти длины. а когда отрезок или прямоугольник  поделен на два так , что его меньшая часть соотностися с большей так же как большая с целом получается геметрическая прогрессия раковина - самый яркий пример.  Идеальное соотношение выражено числом Ф =1,6180339887 4989484820 4586834365 6381177203 0917980576 2862135448 6227052604 6281890244 9707207204 1893911374 8475408807 5386891752 1266338622 2353693179 3180060766 7263544333 8908659593 9582905638 3226613199 2829026788 0675208766 8925017116 9620703222 1043216269 5486262963 1361443814 9758701220 3408058879 5445474924 6185695364 8644492410 4432077134 4947049565 8467885098 7433944221 2544877066 4780915884 6074998871 2400765217 0575179788 3416625624 9407589069 7040002812 1042762177 1117778053 1531714101 1704666599 1466979873 1761356006 7087480710 1317952368 9427521948 4353056783 0022878569 9782977834 7845878228 9110976250 0302696156 1700250464 3382437764 8610283831 2683303724 2926752631 1653392473 1671112115 8818638513 3162038400 5222165791 2866752946 5490681131 7159934323 5973494985 0904094762 1322298101 7261070596 1164562990 9816290555 2085247903 5240602017 2799747175 3427775927 7862561943 2082750513 1218156285 5122248093 9471234145 1702237358 0577278616 0086883829 5230459264 7878017889 9219902707 7690389532 1968198615 1437803149 9741106926 0886742962 2675756052 3172777520 3536139362....

Первая тысяча знаков значения  Первое соотношение было сделано приблизительно. Потом идею подцепили математики

0
Ответить
Прокомментировать

По-моему, "золотое сечение" - весьма сомнительная античная концепция, не опровергнутая только потому, что невозможно как-либо объективно измерить "гармоничность" соотношения частей. Все доказательства того, что "ЗС" является неким универсальным принципом создания "идеальной композиции" кажутся мне натянутыми, а отсылки к тому, что "ЗС" описывает идеальные пропорции человеческого тела представляются неубедительными (идеальные пропорции тела в Древней Греции и сегодня весьма различаются). Уверен, если провести корректный статистический опрос (например, предложить выбрать "наиболее гармоничную" геометрическую фигуру из набора, включающего фигуры, построенные по принципу "ЗС"), то окажется, что никакой биологической восприимчивости к "золотому сечению" не существует.

65
-13

Более того, такое исследование проводилось и аудитория людей оказалась неспособная выбрать из представленных прямоугольников один с "золотым сечением"

+2
Ответить

Если возможно, то конкретнее, пожалуйста. 

Рудольф Арнхейм неоднократно описывает подобные опыты в своём труде "искусство и визуальное восприятие". И эти опыты только подтверждают восприимчивость человека к золотому сечению .

0
Ответить

https://www.youtube.com/watch?v=4oyyXC5IzEE лекция

0
Ответить
Прокомментировать

А действительно ли наш мозг чувствителен к золотому сечению? На самом деле, доказательств этому не так уж и много. В 1995 году Кристофер Грин, проанализировавший существовавший к тому моменту массив работ, пришел к выводу, что некоторые люди действительно предпочитают пропорции золотого сечения рациональным пропорциям (к примеру, соотношение сторон прямоугольника 1:1 или 1:2), но, в общем, это сложно назвать закономерностью - скорее, предпочтение золотого сечения другим пропорциям есть исключение из правила.

Идее эстетики золотого сечения противостоит и нейробиология. К примеру, исследование ирландских ученых, проведенное в 2015 году, показало, что распознавание визуальных стимулов, в которых соблюдаются пропорции золотого сечения (и другие иррациональные пропорции), занимает больше времени и сопровождается большим количеством ошибок, а чем больше ресурсов мы тратим на восприятие - тем меньше эстетического удовольствия. Поэтому, вопрос не в том, почему наш мозг чувствителен к золотому сечению, а в том, почему мы все еще верим, что золотое сечение это не просто математическая игра, а самая настоящая константа эстетики.

Дополнительное чтение: "Золотое сечение как самый крупный миф дизайна" (англ.)

Иван Чистяковотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
29
-3
Прокомментировать

Посмотрим, что думает об этом Эмиль Рудер, великий типограф 20 века:

«На протяжении столетий, от средневековой мистики чисел, системы мер Возрождения — до модулора Ле Корбюзье человек пытался установить какие-то правила, определенную систему соизмерения равновеликих предметов. Эти поиски дали двоякий результат: в произведениях, созданных интуитивно, по чувству, впоследствии были вскрыты числовые закономерности, и на этом основании их ошибочно причислили к сознательно построенном на расчете. Важнее, однако, что системы пропорций, основанные на выкладках, искажают суть творчества; пропорциональные расчеты сделались костылями, подпирающими бездарность. Даже тончайшая система пропорциональных чисел не освобождает типографа от принятия решения, как один элемент должен соотноситься с другим. Сперва надо понять сам элемент, прежде чем с ним работать. Чувство пропорции невозможно построить, его можно лишь неустанно совершенствовать. Любые, даже самые «золотые», пропорции могут быть ложны.»

19
-2
Прокомментировать

Соглашусь с Александром, золотое сечение вырастает из принципов гравитации, галактики во вселенной развивались под воздействием гравитаций своих сверхновых (черных дыр в центре галактик) и являются  наглядным примером золотого сечения.

13
-3

где именно в галактиках золотое сечение?

+1
Ответить

Сами галактики по своей

0
Ответить

Сами галактики по своему формообразованию являются кассическим примером З.С.

0
Ответить
Ещё 6 комментариев

Вы абсолютно ничего не обьяснили, возможно, ваша гипотеза и красива, но ни на чем не основана. Или я не права, и вы можете подтвердить это ссылками на какие-то исследования?

0
Ответить

Это   математика, "Бесконечная последовательность чисел, каждая из которых является суммой двух предыдущих"(Леонардо Фибоначчи)- разделив любое из меньших чисел  этого ряда на соседнее большее число мы всегда получим 0,618 - число золотого сечения. Многие из  великих   художников прошлого пользовались этим, создавая особый принцип структурного совершенства в своих работах. Иллюстрация это наглядно демонстрирует.

0
Ответить

Иллюстрация наглядно демонстрирует нефиговые погрешности в совпадении схемы "золотой" спирали с рукавами галактики.

Вот что нашла в википедии:

"Спирали в природе

Приближение к логарифмическим спиралям встречаются в природе (например, рукава спиральных галактик[7] или листорасположение). Золотые спирали являются частным случаем логарифмических спиралей. Недавний глубокий анализ спиралей, встречающихся в роговичной эпителии мышей, показал, что встречаются как золотые спирали, так и логарифмические спирали как у галактики M51[8]. Иногда встречаются утверждения, что спиральные галактики и раковины наутилидов чаще встречаются в форме золотой спирали потому что золотая спираль связана с золотым сечением и последовательностью Фибоначчи[9]. На самом деле спиральные галактики и раковины наутилидов (и многих других моллюсков) встречаются в виде логарифмических спиралей, обычно существенно отличных от золотой спирали[10][11][12]. Рост в виде логарифмической спирали позволяет моллюску расти не меняя формы."

Поэтому нельзя говорить, что все спиральные галактики являются классическим примером золотого сечения

+1
Ответить

Я нигде не писал, что все галактики являются примером золотого сечения, приводя сравнение, я брал за основу плоские  спиральные галактики такие, как млечный путь. Даже если если вас не устраивает погрешности совпадения спиралей с рукавами галактики на картинке , это не меняет сути, в процессе жизнедеятельности спиральной галактики ее спираль может меняться от золотой до логарифмической и обратно, причиной этому могут служить много факторов в основе которых лежит гравитация.

+1
Ответить

Вы поначалу говорили, что золотое сечение вырастает из принципов гравитации, а теперь говорите, что причиной непостоянного совпадения спиралей галактики с "золотой" спиралью может служить множество факторов, в основе которых лежит гравитация. Окей, жаль, я думала, существует реальное точное объяснение, а не пространное допущение

0
Ответить

Мне тоже жаль , что математика и геометрия для вас не очень реальны..

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 4 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью