Почему наш мозг так восприимчив к золотому сечению и как это работает?
25382
8
1
16 февраля
14:45
март
2016

В действительности вопрос пристрастия человека к "золотому сечению" имеет весьма простое объяснение. И кроется оно в области эволюции. Дело в том, что понятие красоты для человека является некоей константой. Оно аксиомично. Вся окружающая нас материя построена по одним и тем же законам. Мы не являемся исключением. Эволюционно человек воспринимает, как положительное, гармоничное и красивое все, что отвечает этим законам в полной мере, несет в себе признак "эволюционного здоровья", потому что в этом случае такие предметы и живые существа являются приемлемыми и полезными для эволюционного усовершенствования и сохранения вида, продолжения рода. Именно потому мы любим симметрию и именно потому симметричные люди кажутся нам красивей асимметричных. Асиметрия - признак генетического, эволюционного нарушения, отклонения, нежизнеспособности, обуславливающего низкие характеристики по отношению к существующему миру и его физических и прочим законам. А значит такие объекты представляют для нас опасность, неполезность, дефективность и должны вызывать в нас чувство отвращения, дисгармонии, дискомфорта, неудобства, дабы мы могли их избегать. Таким образом умение "ощущать" золотое сечение является эволюционным механизмом, помогающим нам сохранять и улучшать наш вид. А получили мы его в результате естественной эволюции.

51
14
март
2016

По-моему, "золотое сечение" - весьма сомнительная античная концепция, не опровергнутая только потому, что невозможно как-либо объективно измерить "гармоничность" соотношения частей. Все доказательства того, что "ЗС" является неким универсальным принципом создания "идеальной композиции" кажутся мне натянутыми, а отсылки к тому, что "ЗС" описывает идеальные пропорции человеческого тела представляются неубедительными (идеальные пропорции тела в Древней Греции и сегодня весьма различаются). Уверен, если провести корректный статистический опрос (например, предложить выбрать "наиболее гармоничную" геометрическую фигуру из набора, включающего фигуры, построенные по принципу "ЗС"), то окажется, что никакой биологической восприимчивости к "золотому сечению" не существует.

32
3
март
2016

А действительно ли наш мозг чувствителен к золотому сечению? На самом деле, доказательств этому не так уж и много. В 1995 году Кристофер Грин, проанализировавший существовавший к тому моменту массив работ, пришел к выводу, что некоторые люди действительно предпочитают пропорции золотого сечения рациональным пропорциям (к примеру, соотношение сторон прямоугольника 1:1 или 1:2), но, в общем, это сложно назвать закономерностью - скорее, предпочтение золотого сечения другим пропорциям есть исключение из правила.

Идее эстетики золотого сечения противостоит и нейробиология. К примеру, исследование ирландских ученых, проведенное в 2015 году, показало, что распознавание визуальных стимулов, в которых соблюдаются пропорции золотого сечения (и другие иррациональные пропорции), занимает больше времени и сопровождается большим количеством ошибок, а чем больше ресурсов мы тратим на восприятие - тем меньше эстетического удовольствия. Поэтому, вопрос не в том, почему наш мозг чувствителен к золотому сечению, а в том, почему мы все еще верим, что золотое сечение это не просто математическая игра, а самая настоящая константа эстетики.

Дополнительное чтение: "Золотое сечение как самый крупный миф дизайна" (англ.)

21
0
показать ещё 6 ответов
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта