Говорить о том, что сам думаешь, не привлекая для обоснования мифических персонажей. Именно как о своих взглядах, а не как об истине в последней инстанции (что свойственно, как понимаю, религиям).
"Мне это нравится". "Мы с папой думаем так". "Мне это было неприятно. Потому что я..."
Дочь в пять лет выдала между прочим: "Мы - добрые. Наша семья - добрая". Ну, не злодеи, ага...
Детям постарше прямо говорю, что они сами будут решать, выбирать: это ИХ жизнь. А моё мнение по тем или иным вопросам - вот такое.
Кстати, с мифическими персонажами погорячился. Сказки, книжные истории и пр. - конечно метафоры и по этическим выборам тоже. Главное, чтобы это не было индоктринацией: "молитесь вот так!!", - это всё скорее повод для обсуждений. Например, основной посыл "Плюшевого (Вельветового) Кролика" Марджери Уильямс - чтобы стать настоящим, надо терпеть-терпеть-терпеть, истрепаться, и вот тогда... ...а потом тебя неизбежно выбросят! - Для меня чудовищная, чумовая поэма созависимости. Значит, - читать - и! - спрашивать, и говорить мнение своё... И тогда любая история - инструмент, в том числе для формирования этики.
Ещё важный момент - очень аккуратно показывать детям, что этические позиции даже очень хороших и близких им людей, родителей, могут не совпадать полностью. И что это нормально.
Аккуратно, очень понимать, когда и зачем. Общее правило всё же - позиция родителей, предъявляемая детям, должна быть согласована. Но этика у всех людей различается, и задача ребёнка не искать бесконечно очередного "Гуру", "Отца Духовного", или иного дядю, который "Точно Знает, Как Вашему Ребёнку Жить", - а вырабатывать СВОИ этические принципы. И они, скорее всего, в разные периоды его жизни будут различаться. - И для этого принципиально сталкиваться с тем, что различие этических позиций у людей - норма; и "правильного/еретического" тут нет, - это разные личные выборы.
У нас мама считает, что говорить неправду нельзя. А я рано им предлагаю другую точку зрения: что говорить неправду - важный социальный навык (врать - можно). Но понимать, кому и зачем. И взвешивать последствия. Например, соврать нам - можно. Но если это обнаружится, не будет к тебе доверия. Выбирай: твоя жизнь.
Словом, боги, духи предков и очередной Национальный Лидер в воспитании наших детей точно не при чём. Своих пусть воспитывают.
Не соглашусь. Животные тоже знают, что смертны. Инстинкт самосохранения у них прекрасно развит.У многих даже лучше, чем у людей.
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое и что такое плохо?
— У менясекретов нет, — слушайте, детишки,
— папы этого ответ помещаю помещаю в книжке. (С) В.Маяковский. Всё придумано до нас. не стоит изобретать велосипед