Тоня Самсонова
февраль 2016.
2919

Какое значение имела цветовая символика народных восстаний в Древнем Китае?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
8
1 ответ
Поделиться

Прежде всего, напомню, что под Древним Китаем обычно мы подразумеваем период до III в., формально - до падения династии Хань. На этот период приходиться одно крупное «цветное» восстание «Желтых повязок», а также движение «краснобровых» (чимэй) в I в., начавшееся в провинции Шаньдун, которое привело к падению династии Синь. В китайской истории были и другие, восстания с цветовой символикой, например, антимонгольское восстание «Красных повязок» (хун бу циъи) в XIV в.

Цветовая символика вообще играла большую роль в ранних культурах и своими корнями уходит в архаические и мистические представления о связи цвета с явлением или даже с возможностью изменить реальность. Очевидно, что такая цветовая символика уже сложилась в Китае периода Шан (XVI-XI вв. до н.э.). Например, в этот период цветовая символика использовалась не столько для обозначения цвета, сколько для обозначения объекта. Цвет являлся особым «языком» в гадательной практике, воздействуя на разные категории духов, поэтому было очень важен цвет жертвенного быка или свиньи (Wang Tao, 2007). Обозначения некоторых цветов или качеств (черный - «хэй», «красивый» - «мэй» и др.) по ряду предположений восходят к разным категориям шаманов и медиумов и первоначально представляли собой рисунок человека маске (J.Paper, 1995). Таким образом цвет играл в древних культурах значительно большую роль, чем в современной жизни.

Имел магический смысл цвет и в восстании «Желтых повязок» (184-204), которое привело к падению династии Хань. Оно возглавлялось даосским мастером Чжан Цзюэ (другое чтение - Чжан Цзяо), мистиком и «магом», принадлежавшим к даосской школе Тяньпин-дао («Путь Небесного покоя»). Желтый цвет повязок (платков), которыми восставшие повязывали голову, в магической традиции Китая связан с элементом Земля - центральным из пяти первоэлементов или первостихий (огонь, вода, земля, дерево, металл). В свою очередь элементы «земля», «центр», «желтый» связаны с триграммой Кунь (в рисованной форме она обозначается тремя разорванными горизонтальными линиями). Восставшие полагали, что желтый цвет позволит одолеть их врагов - династию Хань, которая ассоциировалась с красным цветом, а также элементами «огонь» и триграммой Ли (прерывистая линия между двумя целыми линиями). Чжан Цзюэ сообщил своим последователям, что: «Синие Небо уже мертво, ныне устанавливается Желтое небо». Под «Желтым небом» (хуан тянь) подразумевалось абсолютное обновление мира, а также введение новых правил жизни, в основном базировавшихся на эгалитаристских тенденциях: равное распределение земли и т.д.. Так же - «Желтое небо» - именовалось и само движение, и его руководитель.

Уже позже в народных восстаниях использовалась несколько другая символика, связанная с народными буддийскими представлениями. Например в знаменитой религиозной секте Белого лотоса считалось, что мир проходит через три стадии: Синего солнца, когда правил Будда прошлого Кашьяпа, восседавший на Синем лотосе; нынешнего Красного солнца во главе с Буддой Шакьямуни, восседающего на Красном лотосе; Белого солнца, когда придет Будда будущего Майтрея (Милэфо) и воссядет на Белом лотосе.

31
Прокомментировать
Ответить