Sima Orekhanov
июнь 2015.
939

Можно ли считать произведением искусства архитектурный макет или только построенное здание?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
6
2 ответа
Поделиться

Многие архитектурные произведения так и остались макетами - и при этом без сомнения являются произведениями искусства. К примеру - Татлинский памятник Третьему Интернационалу.

С то же время никакой макет не может считаться полноценным произведеним архитектуры, поскольку кроме объемно-композиционных решений, архитектор должен увязывать инженерные решения, без которых проект гроша ломанного не стоит. Макет в такие дебри не забирается.

Давайте сначала посмотрим, какие по назначению вообще бывают макеты:

1) эскизные - это когда автор пытается "нащупать" образ будущего сооружения. Они обычно самые динамические - их можно разобрать, добавить какие-то объемы, поменять местами значимые части - и самые схематичные, в таких макетах обычно не бывает детальной проработки, здание очень условно. В изобразительном искусстве такому макету можно соотнести первые эскизные проработки картины, например. Незаконченная вещь исключительно для "служебного" пользования.

2) рабочие - такие макеты делаются уже на базе каких-то существующих концепций, когда сама идея здания более-менее оформилась, для более полного понимания формы, пространства и объемов. Такие макеты тоже довольно пластичны - на них часто отрабатываются какие-то детали и приемы, но более мелкого масштаба, поэтому о их полной законченности говорить довольно сложно. В принципе, во многих местах такие макеты заменяют трехмерным компьютерным моделированием, но бытует мнение, что макет все-таки наиболее полно отражает будущее здание, потому что оперирует с реальным объектом, а не с псевдореальным, как это делают 3D-приложения. Подобные макеты аналогичны финишным эскизам для картины, где художник, уже определившись с композицией полотна, отрабатывает, скажем, цветовые соотношения картины.

3) "показушные" - это абсолютно статичные законченные объекты, исполняемые с максимальной деталировкой и полным соответствием существующему или строящемуся зданию иногда из довольно ценных материалов. Существуют даже специальные макетные мастерские, занимающиеся изготовлением таких сложных и многодельных макетов. Они аналогичны репродукции с законченной картины, если продолжать проводить параллели с живописью, тогда как само здание будет являться оригиналом картины.

По поводу первых двух разновидностей могу сказать, что определенную художественную ценность они, конечно, имеют как живые изменяющиеся объекты, возможно, благодаря своей скульптурности и ряда изобразительных условностей, особенно в комплексе с реализованным зданием.

А вот последняя группа макетов, если честно, вызывает у меня некие сомнения, потому как является максимально точной уменьшенной копией сооружения, просто максимально точно воспроизводящей облик здания.

Оговорюсь, что существуют финальные макеты никогда не реализованных или разрушенных зданий - они, на мой взгляд, выполняют очень важную задачу сохранения облика несуществующего сооружения, но все-таки не являются самостоятельным произведением.

А вот с точки зрения исполнения многие такие макеты являются просто шедеврами.

Ответить