Федор Велембовский
февраль 2016.
3363

Почему Франкенштейном называют монстра, а не его создателя, как было в книге Мэри Шелли? Откуда пошла эта путаница?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Из книги "Танец смерти" Стивена Кинга:

"Даже по Библии не снято столько фильмов, как по «Франкенштейну». Для примера можно назвать хотя бы «Франкенштейн» (Frankenstein), «Невеста Франкенштейна» (The Bride of Frankenstein), «Франкенштейн и человек-волк» (Frankenstein Meets the Wolf-Man), «Месть Франкенштейна» (The Revenge of Frankenstein), «Блекенштейн» (Blackenstein), «Франкенштейн 1970» (Frankenstein 1970). В свете этого пересказывать сюжет представляется излишним, но, как я уже говорил, «Франкенштейн» сейчас читают нечасто. Миллионам американцев известно это имя (хота, конечно, не так хорошо, как имя Рональда Макдональда; вот уж поистине культовая фигура), но большинству даже невдомек, что Франкенштейн — это имя создателя чудовища, а не самого чудовища; и этот факт служит еще одним доказательством, что книга стала частью американского бассейна мифов, а не чужда ему. Это все равно что сказать, будто Билли Кид (знаменитый главарь банды из Калифорнии. О нем созданы десятки вестернов) на самом деле был неженкой из Нью-Йорка, носил котелок, болел сифилисом и, вероятно, большинство своих жертв убил выстрелом в спину. Людей интересуют такие факты, но они инстинктивно чувствуют, что сейчас это не важно — если вообще было когда-то важно. Есть одна особенность, делающая искусство силой, с которой приходится считаться даже тем, кто об искусстве не думает, — это та систематичность, с какой миф поглощает правду… и при этом не страдает ни отрыжкой, ни несварением желудка".

Так что причина простая - популярность образа создания Франкенштейна, которое нам куда интереснее, чем романтический Новый Прометей, которого рисует Шелли. Вот и получается своего рода метонимия - образ монстра сливается со звучной фамилией, да еще и вынесенной в заголовок. Это заблуждение как раз продукт поп-культуры, в которую образ создания Франкенштейна вписался за счет перечисленных Кингом фильмов. Можно прочитать "Танец смерти" чуть дальше (вместо того, чтобы штудировать перечисленные фильмы) - Кинг описывает тотальные различия между сформированным фильмами образом создания и оригинальным персонажем Шелли.

Это заблуждение на самом деле оправданное и не стыдное, монстр Франкенштейна, каким мы его себе представляем сейчас, не имеет почти ничего общего со своим книжным персонажем. Кроме истории создания.

4
0
Прокомментировать

В книге можно проследить развитие мятежной личности Виктора.не буду вдаваться в подробности,почитайте уж сами,но монстра можно рассматривать как его альтер-эго.плюс, чьё же имя ему носить,как не имя его творца?

2
-5
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью