Anastasia Smolina
февраль 2016.
28755

Что было самым ужасным в преподавании философии в вашем вузе?

Ответить
Ответить
Комментировать
2
Подписаться
37
33 ответа
Поделиться

Когда я в первый раз пришел в аудиторию к студентам, - это были автомеханики из одного московского инженерного вуза, - я чуть было не совершил все ошибки сразу.

Аудитория встретила меня настороженно и почти враждебно. Она состояла из тридцати парней с руками в машинном масле, в черных кожаных куртках и стрижками "бокс". Разговор о Платоне не зашел.

Мне пришлось спасать ситуацию: я сообщил автомеханикам, что философия чрезвычайно полезна в быту.

"Бывает так, - сказал я, - что вы в отпуске и сидите в баре на берегу моря. Стоит романтическая ночь, рядом с вами у стойки - прекрасная незнакомка. Тогда вы перебрасываете плащ на левое плечо и говорите ей: "Помню, о таких ночах есть примечательный пассаж у позднего Хайдеггера"".

  • И чего? - спросил лидер автомехаников.

  • И дальше все происходит, - пояснил я.

Нависла пауза.

  • Говорите, что там нужно этого позднего рассказывать, - насупившись согласился автомеханник.

  • О, для этого, друзья, нам сначала придется поговорить о Платоне, - отвечал я. - Ибо человек живет в культуре. А животные, к слову, это мысль Аристотеля, не причастны ей.

Так постепенно все в основном наладилось.

Топ-3 ошибок такие:

1) считать студентов идиотами, не слушать, что они говорят;

2) заставлять их читать учебник и зубрить термины, а не пытаться думать вместе в аудитории, т.е. действовать через начетничество, а не через интерес;

3) относиться к самому занятию иначе, чем профессиональный актер выходящий на сцену к своей работе, - без усилия и эмоций, без попытки установить связь с аудиторией.

Еще - не пытайтесь рассказать студентам о "всей философии", это абсурдная задача. Пусть будет десяток ярких терминов и примеров, пещера, китайская комната, кот Хайдеггера, и десяток имен. Вызывайте интерес, а не скуку. Показывайте связь философии со повседневностью ("как жить разумно?"). Показывайте связи со специальностью студентов - да, математикам нужно рассказывать про философию математики, а программистам предлагать дискуссию про искусственный интеллект etc. Иллюстрируйте идеи и темы, которые вы обсуждаете, всем объемом художественной культуры.

301
-11

Придерживаюсь тех же принципов, но хотелось выяснить динамику температуры по всей больнице ;)

+3
Ответить

Очень толково, узнаю себя в молодости. Эти наблюдения применимы к преподаванию вообще, а не только к философии. Есть ещё правила пауз, смены ритма, вида и пр. ...  много чего есть.

+15
Ответить

А у меня папа - автомеханик.

+2
Ответить
Ещё 5 комментариев

Кота Хайдеггера сами выдумали?

http://kmartynov.livejournal.com/1446206.html

+5
Ответить

Кот был у Шрёдингера... :)

-1
Ответить

Почему у меня не было такого препода?
Я из тех, кто дремал на задней парте под бубнение одногруппников.
А ведь всё могло сложиться иначе. Хм.

+5
Ответить

Да, мои вот на скуку не жалуются обычно)

0
Ответить

Для интересного преподавания философии достаточно глубокого знания этого предмета, особенно истории философии. Если вы действительно глубоко и содержательно с личным пониманием (не трафаретно как тупая девчонка по механически заученным клише) излагаете философию Платона, Аристотеля, Лейбница, Юма, Гегеля - это не может быть скучно никому и никогда. Проблема в том, что преподавателей философии глубоко знающих своё дело далеко не так много как должно быть.

0
Ответить
Прокомментировать

В моем первом вузе очаровательный философ пришел и с порога сказал "Вы все г*о. Вы никогда ничего не добьетесь. Вы ничтожества". А потом начал пару и долго втирал несвязные мысли про Евангелие, все запутывал, задавал внезапные несвязные вопросы. На практических занятиях он намекнул, что "если вам неинтересны мои пары, то вы можете решить это другим путем". Этот путь был известен всему университету. Потом он еще долго давил на нас, в духе "я знаю всех главных редакторов в городе, если вы пожалуетесь на меня, то никогда не устроитесь на работу". Позже он провел инструктаж каким образом ему передать взятку. Поговаривали, что тех, кто пожалуется, ждут проблемы, так как он собирает копеечку с половины вузов города и у него есть крыша. Собрал деньги со всей группы, ганн. Мы боялись даже пискнуть. Такой переход от Библии к взяткам, это же потрясающе. Надеюсь он сгорит в аду.

113
-4

В чем-то мужик был прав, такой слабохарактерностью можно даже хвастаться как некой уникальностью. Всей группой сразу.

+12
Ответить

Да, нам было всем стыдно после этого. Мы были детьми, поступили в вуз под рассказы "Всё на взятках, всё так решается". Сейчас бы, если бы надавили массой, его бы повязали. Он же знал на кого давить, не дурак, чай в трёх вузах собирал и в ус не дул.

+21
Ответить

а что мешает сейчас подкопать под него?

+1
Ответить
Прокомментировать

У нас был совершенно прекрасный преподаватель по философии (точнее он вел семинары, но не суть). Он устраивал интересные дискуссии, рассказывал по теме и нет и казался страшно увлеченным человеком.

Но у него было 2 минуса. Первый заключался в том, что он думал по-гречески, натурально, (у него греческое образование) и поэтому говорил он медленно, как будто подыскивая слова. Иногда это так убаюкивало, что не было сил держаться. Да и сам он мог заснуть на докладе какой-нибудь чикули, которая скачала из википедии 10 листов и зачитывала их у кафедры. В общем, над ним посмеивались.

Второй минус был существенней. Как и многие увлеченные своим предметом люди, он не умел преподавать. Он мог рассказывать бесконечно интересно, но как только дело доходило до проверки знаний, он устраивал безумные тесты: очень быстрым темпом зачитывал куски из работ философов, и нам надо было за секунду (!!) вписать пропущенное слово, через секунду он начинал читать следующий вопрос, страшно нервничал, что мы не успевали, краснел, суетился, буквально бегал по аудитории и вырывал из рук листочки. Это был ад, потому что даже при условии, что мы готовились к семинарам, мозг тормозил так, что иногда ты даже не успевал понять суть вопроса.

Все равно вспоминаю о нем с нежностью и любовью.

Рита Федотоваотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
101
0

Не Печатнов ли?)

+1
Ответить

ага)

0
Ответить
Прокомментировать

Учась на философском факультете, я слушал много разных лекций по философии, так как на философском факультете подавляющее большинство лекций - лекции по философии.  До сих пор вспоминаю курс лекций по философии, которые читал многоуважаемый профессор N. Он брал избранные места из своего учебника, который все мы получили в библиотеке, и читал вслух. Другой не менее уважаемый профессор, скажем, Z, подробно рассказывал на лекциях о своих философских исследованиях. Речь его звучала красиво, была наполнена метафорами и редкими терминами, но понять ее могли 3-4 человека в аудитории, сидящие, как водится, на первом ряду.

77
-4
Прокомментировать

В моём случае получилось так, что у преподавателя по философии было одно хобби которое характеризовало его гораздо больше, чем то что он был преподавателем философии.
Мужик он был строгий и говорил только по делу. 

В общем в вузе ходила байка.
Двоё особо разгорячённых парней, которым не понравилась строгость и запросы преподавателя решили устроить ему темную.Выяснили где он живёт,подкараулили его и напали...
Помните я упоминал про хобби, так вот он был тренером по ММА.
Одному была сломана рука и нос, второй просто был отлично избит.
Но зачёт они получили автоматом, с формулировкой "За смелость"

66
-2

Эта байка есть в каждом ВУЗе и чуть ли не про каждого преподавателя :-)

+4
Ответить

Ну не знаю как в каждом, но на тренировках у него я был))и он правда тренер)

+8
Ответить

А звли его не Олег Викторович?

+1
Ответить
Ещё 1 комментарий

Так точно)

0
Ответить
Прокомментировать
Читать ещё 28 ответов
Ответить