Ответить
Vladimir Vorobyov
февраль 2016.
2268
Можете доступным языком объяснить разницу между католицизмом, протестантизмом и православием?
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
9
1 ответ
Поделиться

"На пальцах". Сначала христианская церковь была единой. Проблемы и трения  начались почти сразу, и вызваны были тем, что общая структура христианской Церкви отчетливо поделилась на Восточные, малоазийские, и Западные (фактически - одну, Римскую). Начались споры о главенстве. На стороне Восточных церквей была традиция и "древность". Римская церковь опиралась в своих претензиях на предание о том, что их первым епископом был св. Петр, а именно ему, по церковному преданию, самим Иисусом давалась особая роль в создании Церкви. Несмотря на всю наивность для нас, сегодняшних, тогда это был весьма весомый аргумент. Кроме споров о главенстве, нарастали трения, связанные с некоторым "разбегом" традиций, например на Западе и Востоке по разному стали считать день наступления Пасхи, одного из главных церковных праздников, а также по разному понимали ряд богослужебных и теологических вопросов. Все же тогда путь из одного конца Римской империи до другого мог занимать по полгода, интернета и википедии не было.
Трения наконец вылились в так называемы Великий Раскол или Великую Схизму в 1054 году. Церкви Востока перестали вести общение с Церквями Запада, прежде всего Римской. Римская церковь стала считать своим единственным верховным правителем, для всей церковной жизни епископа Рима (Римского Папу), и стала называться "Католической", то есть Всеобщей, а Восточные церкви, ставшие носить имя Ortodox или "Православные" - таковым "верховным правителем" стали считать собор глав церквей, с почетным первенством Патриарха Константинополя. Дальше Православные церкви так и жили себе.
Поскольку вам лень сходить в Википедию ru.wikipedia.org за ответом на ваш вопрос, я постараюсь оттуда сюда скопировать самое важное по поводу различий Православия и Католичества.

1. У католиков глава церкви - Папа, епископ Рима. У православных - единой личности во главе нет, общие богословские вопросы решаются собором, местные вопросы - избираемыми патриархами. Есть почетное первенство, не дающее никаких законодательных преимуществ, оно у патриарха Константинопольского.
2. Католики и православные по разному трактуют то, от кого может исходить Дух Святой: Только от Отца, или в равной мере от Отца и Сына Троицы. Разница в одной греческой букве в слове, но это стало для богословия большой проблемой и камнем преткновения.
3. В Православии нет Чистилища. Только Рай и Ад.
4. В Православии нет представления о непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, и вообще образ Марии существенно проще и беднее функциями.
5. По разному считаются и разное их число признается за Вселенские соборы и, соответственно, по другому относятся к их решениям.
6. По разному считаются дни, на которые выпадает Пасха и связанные с ней праздники (Пятидесятница, например).
Ну и еще множество более мелких отличий.

При этом следует помнить, что, например, все святые, жившие до 1054 года, в равной мере почитаются обеими церквями, и среди них нет "католических" или "православных". Из этого следует факт того, что, например, ирландский св. Патрик, такой же "православный", как и "католический", так и отвечайте, если спросят, чо это вы тут празднуете. Нашего празднуем святого, православного, отзыньте. :)

Ок, дальше.
Католичество жило себе и жило, худо ли, хорошо ли, пока в 1517 году немецкий богослов Лютер, возмущенный активной продажей индульгенций Папой (который таким образом пополнял оскудевшую папскую казну) не начинает жесткую дискуссию о вере в так называемых "95 тезисах".
Результатом стало появление в последующие годы множества различных церквей, объединяюще названных "протестантскими". Основная идея протестантских церквей - возвращение к евангельским нормам, отрицание "поздних", с их точки зрения, изменений, появившихся в католицизме. Недостатком их стало то, что еще при жизни Лютера протестанты начали бесконечно дробиться по самым разным поводам, порождая бесконечное число церквей и сект.

Поэтому "протестанты" (что бы мы ни понимали под этим сегодня, потому что вариантов тут сотни и тысячи) от католиков отличаются следующим (перечислены только общие для всех них моменты):
1. Не признают главенство Папы
2. Считают, что верующий может обращаться к Богу непосредственно, без посредничества священников и Церкви, а также самостоятельно толковать св. Писание.
3. Не признают равную ценность с Евангелиями и Библией прочих, позднее написанных трудов.
4. Спасение приходит только через Благодать, даруемую Богом верующему по своему усмотрению, и ее невозможно "заработать".